Трудовые будни региональных парламентариев и систематическое неуважение заксобраний субъектов Федерации к определениям КС стали поводом для оглашенного в минувшую пятницу постановления КС.
Конституционный суд проверял на соответствие Основному Закону положения абзаца третьего пункта 2 статьи 6 закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном собрании".
Дело в том, что в Алтайском крае в местный парламент избирают 68 депутатов: 34 - одномандатники, 34 - по партийным спискам. Но только 17 из них край в состоянии платить зарплату, и они, таким образом, являются профессиональными постоянными депутатами, остальные трудятся бесплатно. Игорь Вольфсон, обратившийся в КС, довольно долгое работал на постоянной основе, но после выборов 2008 года ему было отказано в этом решением комитета по местному самоуправлению. Вольфсон судился, проиграл и обратился в КС, явно намекая, что причиной всему, возможно, стала его принадлежность к фракции КПРФ. На что представитель Заксобрания в ходе слушаний ответил, что просто денег в бюджете края не хватает.
Надо сказать, что проблема эта гораздо больше, чем ссора депутатов в одном отдельном регионе. С 2002 года Конституционным судом, как сообщил судья-докладчик по этому делу Сергей Князев, было вынесено семь определений по аналогичным ситуациям. Он рассказал, что в целом всех региональных парламентариев можно разделить на четыре группы: все работают как профессиональные постоянные депутаты (Москва и Питер), никто - то есть все на общественных началах (Калмыкия, исключая председателя и зампреда), по желанию - то есть депутат пишет заявление (Приморский край, Ленинградская область), и есть субъекты Федерации, где в местных законах указано численное ограничение постоянных профессиональных депутатов. Вот жалобы на нюансы процедуры в этих регионах с завидной регулярностью поступали в КС, и, наконец, судьи решили провести заседание, чтобы вынести постановление.
- Согласитесь, за восемь лет ситуация могла измениться в лучшую сторону, но обращение Вольфсона показало, что не все так благополучно, как хотелось бы надеяться. И мы приняли во внимание тот факт, что на постановления КС многие более отзывчивы, чем на определения, хотя с точки зрения юридической силы и постановление, и определение обязательны для всех, но почему-то есть инерционное представление о том, что только постановление обязывает безусловно, - пояснил Сергей Князев.
Он подчеркнул, что в постановлении не только подтверждены ранее высказанные позиции, но и указаны дополнительные критерии, которые следует учесть не только алтайскому Заксобранию. Например, не только о том, что следует учитывать мнение фракций при наделении депутатов полномочиями, но и мнение депутатов-одномандатников. Как указывается в тексте постановления КС, законодатель обязан предусмотреть такие требования к кандидатам на оплачиваемую работу, которые "отвечали бы требованиям юридического равенства и справедливости и исключали принятие произвольных решений по вопросу осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе".
В частности, уточнил Князев, "комитеты создаются лишь для предварительного рассмотрения вопроса, и их мнение, безусловно, неокончательно и носит рекомендательный характер, а решение должны принимать все депутаты на сессии Законодательного собрания, в противном случае ведь никакого равенства кандидатов, претендующих на замещение должностей, которые позволяют профессионально работать, не будет". Тем более что по алтайскому закону можно работать не в одном, а в двух комитетах.
Учитывая выявленный конституционно-правовой смысл (а оспариваемые нормы были признаны конституционными) Вольфсон теперь может рассчитывать на пересмотр своего заявления. Правда, судя по сайту краевого Заксобрания, там у "единороссов" 44 голоса и перенос дискуссии из комитета на пленарное заседание вряд ли что-то принципиально изменит.