Почему SMS-рассылки от Пенсионного фонда дешевле для государства, чем традиционные письма в конвертах? Как технологии сделают эффективной работу преподавателя школы и вуза? На эти и другие вопросы "РГ" ответил директор департамента по работе с государственными и общественными организациями "Майкрософт" в России Павел Ершов.
Российская газета: Судя по всему, за последние два года компании научились "оптимизировать свои расходы", одновременно повышая эффективность и производительность труда, иначе бы откуда такая, если верить некоторым исследованиям, тяга к сокращению офисных площадей и переводу сотрудников на удаленный доступ. Можно себе представить, что и госслужащие, и необходимые услуги для населения также будут в скором времени в Сети? Как, возможно, и должно быть в информационном обществе.
Ершов: Несомненно. Сегодняшнее распространение мобильных платформ, когда вы можете читать свою электронную почту или настроить систему внутреннего документооборота в ноутбуке или телефоне, которые всегда с вами, такие решения сейчас получают распространение также и в госсекторе. Данный сектор в этом смысле ничем не отличается от любого другого. Возможно, скорость внедрения незначительно ниже. Но мы же знаем: госсектор традиционно более консервативен: новинки внедряются чуть медленнее, чем в коммерческом сегменте. Ключевая особенность госсектора скорее в другом. В том, что электронные документы не имеют пока юридически значимого статуса. Я сталкивался с такой ситуацией: один уважаемый госслужащий много работает и много перемещается по городу, а за ним ездит машина, которая периодически подвозит ему документы на подпись. А ведь он мог бы ставить свою цифровую электронную подпись с помощью мобильного устройства. В этом технологически нет никаких сложностей. Правительство обещало внести закон об электронном документе до конца этого года. Надеюсь, что в 2011 году у нас будут все шансы увидеть еще большее распространение системы электронных документов.
РГ: Кто наиболее продвинут в этом направлении из министерств - профильное, Минсвязи?
Ершов: Да, Минсвязи достаточно активно использует технологии в своей работе, это очевидно, остальные -трудно выделить кого-то отдельно.
РГ: Но все же: кто уже популярен среди граждан со своими услугами, к кому больше других обращаются?
Ершов: Я приведу пример, который уже касается всех - личный кабинет налогоплательщика. Лично я, когда первый раз зашел туда, то обнаружил, что у меня есть там задолженность - некая сумма. Я распечатал эту квитанцию, оплатил и с чувством выполненного долга законопослушного гражданина вышел из банка. Это пример того, как можно значительно упростить жизнь и гражданам, и государству. Потому что это взаимодействие не требует дополнительных расходов на бумагу и пересылку. Я очень надеюсь, что Пенсионный фонд перейдет к тому, что будет присылать письма ни дорогостоящим почтовым отправлением, а на мой электронный почтовый ящик или в виде sms. Согласно плану введения электронных государственных услуг, в течение будущего 2011 года их введут практически все ведомства. В 2011-2012 годах сайты ведомств должны уже будут оказывать все услуги через Интернет, не ограничиваясь только информационной поддержкой, как сейчас. Если мы говорим про электронное правительство, то надо обозначить три компонента. Первый - технологическое решение, второй - законодательная база деятельности "электронного правительства", документа и подписи. И третий компонент, о котором ни в коем случае нельзя забывать, - это потребители услуг "электронного правительства", люди, наши граждане, которые должны будут иметь возможность эффективно пользоваться этими услугами. Для чего нужна развитая инфраструктура, Интернет.
РГ: То есть он должен быть общественно доступен?
Ершов: Возможно, это должны быть точки общественного доступа, возможно, это будет ведение сервисов с помощью sms и мобильных телефонов. Кстати, сегодня показатель проникновения устройств, их количество - имеются в виду мобильные телефоны - на душу населения в России на порядок обогнали персональные компьютеры. То есть 100 процентов населения, включая младших школьников, имеет телефоны. С компьютерами ситуация пока иная, и надо принимать это во внимание.
РГ: Еще важно умение людей всем этим пользоваться.
Ершов: Да, без базовых навыков работы с компьютерами и программным обеспечением эти услуги могут быть не востребованы. Но этому можно научиться, и у многих взрослых людей разных социальных групп с различным уровнем образования это желание есть. Об этом можно судить по работе наших центров компьютерной грамотности "Твой курс". Просто надо создать условия, при которых людям было бы это интересно.
РГ: Когда-то советская власть сделала повсеместным и обязательным начальное, а потом и восьмилетнее образование. Можно ли сегодня без государственного механизма вовлечь в систему электронных госуслуг население, сделать его полноценным пользователем?
Ершов: Во многих дискуссиях государственных чиновников сегодня обсуждается некая схожесть ситуации с тем временем, когда ликвидировалась безграмотность. И сейчас большинство населения не обладает нужным уровнем знаний в области информационных технологий, а это необходимо, иначе трудно предположить, что Россия может быть одним из лидирующих государств в XXI веке. Как трудно было предположить, что Советский Союз сможет играть значимую роль в то время, когда население было бы безграмотным. Сейчас то же самое происходит в области компьютерной грамотности. Я нередко в этой связи слышу слово "всеобуч". Действительно, роль государства здесь может быть определяющей. В конце концов в выигрыше оказывается именно государство. Поэтому, если будут созданы необходимые условия, то я думаю, что "Майкрософт" и другие компании - российские и зарубежные - еще больше начнут вкладываться в этот процесс.
РГ: Считается, что Новая Зеландия - один из наиболее удачных примеров внедрения электронного правительства. Есть еще страны Европы и Нового Света. Чьим опытом мы воспользуемся или пойдем своим, особенным путем?
Ершов: Я не думаю, что у нас какой-то особенный свой путь в этом плане. Электронное правительство - это тема, которая достаточно хорошо изучена, и есть ряд успешных проектов, реализованных в разных странах. В Сингапуре, который сегодня многие ставят в пример, в том числе и наш президент, первая программа по "электронному правительству" была запущена в 1980 году. У России сейчас однозначно есть преимущество - мы начинаем тогда, когда более развиты программные технологии, накопился солидный мировой технологический опыт.
РГ: Технологии совершенствуются, в том числе и в медицине. Причастна ли к ним ваша компания, какие отношения у вас с минздравом?
Ершов: Здравоохранение является очень привлекательной отраслью и одним из приоритетных направлений дятельности "Майкрософт". Мы сотрудничаем с Министерством здравоохранения по ряду направлений. С одной стороны, это технологии, которые могут помочь в управлении сферы здравоохранения, с другой - у "Майкрософт" есть те или иные решения, которые могут помочь непосредственно лечебному процессу. Вот недавний пример: в Пензе, на базе технологий "Майкрософт" наши партнеры создали такие решения из области телемедицины, которые позволяют получать консультации в регионах у крупнейших специалистов из столицы или других городов. Причем непосредственно во время хирургической операции, по двусторонней связи. Есть еще интересный пример, правда, пока "Майкрософт" занимается этим в США. Создан некий интернет-сервис, на котором у каждого гражданина есть защищенная страничка, где накапливается информация об истории его болезней. Когда он приходит к врачу, он может ему дать доступ к этой записи. Такой онлайн-сервис подобен личному почтовому ящику. Стоит заметить, что информационный уровень в нашем здравоохранении, к сожалению, пока отстает от других сфер, и надо догонять. Насколько я знаю, министерство обсуждает планы по оснащению всех лечебно-профилактических учреждений России электронными регистратурами. Мы в здравоохранении делаем ставку на российских разработчиков. "Майкрософт" не предлагает какое-то готовое решение, а создает условия и передает технологии отечественным компаниям, которые делают свои разработки для использования в этой сфере.
РГ: Своеобразным форумом, где ваша компания презентует свои технологические и методологические новинки, можно назвать ежегодную конференцию "Образование в XXI веке". Этот год не стал исключением?
Ершов: Это мероприятие, действительно, становится площадкой, которая собирает ведущих представителейсферы образования, где обычно происходит подведение итогов и объявление программ и инициатив "Майкрософт" в сфере образования. Поддержка системы образования в России является приоритетным направлением для "Майкрософт". И инвестиции в сферу образования - это вклад в будущее, который способствует получению знаний, повышению качества жизни общества. Мы не ставим перед собой задачу зарабатывать в этой сфере. Это скорее полномасштабное партнерство, при котором все то лучшее, что есть у компании, с точки зрения продуктов интеллектуального труда - программное обеспечение, различные методики, наработки - все это становится основой для взаимодействования со сферой образования. "Майкрософт" - это компания, которая родилась как результат умственного труда и усилий высокообразованных людей. И в общем-то развивается только в этом направлении. Поэтому можно сказать, что мы вышли оттуда и не можем дальше без сферы образования существовать. Потому что нам необходимы дальнейшие разработки, требуется привлечение молодых специалистов, разработчиков программного обеспечения и т.д. Для нас это очень важная сфера, где мы не имеем прямых коммерческих интересов.
РГ: Давайте попробуем вспомнить, что стало привычным, благодаря "Майкрософт", в российской школе.
Ершов: Что стало привычно благодаря не только "Майкрософт", но и партнерам "Майкрософта", ряду других компаний. Итак: еще 15-20 лет назад не во многих школах были персональные компьютеры и компьютерные классы. Это было исключением, этакое благо. В начале нулевых реализовывался большой проект "Дети России", в котором участвовали "Майкрософт" и ряд других международных компаний. В рамках этого проекта в российские школы было поставлено достаточно большое количество компьютеров. И сегодня если у школы нет компьютерного класса, то это большое исключение, если вообще такое сейчас встречается. Это достижение, если посмотреть в глубь процесса, связано с тем, что компьютерные технологии дешевели каждый год, становились более доступными, параллельно с доступностью аппаратного и программного обеспечения, где "Майкрософт" является лидером. Это становилось все более привычным, удобным, простым в использовании и все больше распространялось на рынке, в том числе и в школе.
РГ: Давайте вспомним, когда был первый "компьютерный" этап в школах.
Ершов: Если не ошибаюсь, программа по подключению всех школ России к сети Интернет была объявлена в 2006 году.
РГ: Да, в рамках нацпроекта "Образование".
Ершов: Безусловно, в рамках нацпроекта, что дало большой стимул развитию и применению компьютерных технологий в школах. Потому что компьютер при подключении к сети Интернет превращается из инструмента, который используется в обучении информатике, в инструмент для изучения других предметов.
РГ: Тогда и появилась установка "Компьютеры не только для ИКТ".
Ершов: Именно так. Компьютеры не только для ИКТ. Тогда же встала проблема оснащения школ лицензионным программным обеспечением. И это касалось не только продуктов "Майкрософт", но и других производителей (их было порядка десяти), включая отечественных производителей. И тогда в партнерстве с государством был запущен проект "Первая помощь". В рамках проекта "Первая помощь", охватывающего период 2007-2010гг., нашей задачей стало обеспечение российских школьников доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям. Поэтому мы приняли активное участие в федеральном проекте "Первая помощь", в рамках которого все школы страны получили возможность использовать в учебном процессе лицензионное ПО "Майкрософт", включая новейшие продукты, такие как Windows 7 и Офис 2010. Все российские школы получили доступ к технологиям, которые позволяют максимально эффективно решать их образовательные и управленческие задачи. Еще раз обращу внимание, что этот проект не только "Майкрософт", но и других производителей программного обеспечения. Сегодня большинство школ подключено к Интернету и оснащены программным обеспечением. Так что же помимо этих трех базовых предпосылок? Не хватает, собственно, тех знаний, которые учителя могли бы применять в своей работе, используя компьютеры в преподавании других предметов.
РГ: Поэтому в обществе и заговорили о второй волне информатизации.
Ершов: Что касается второй волны - здесь краеугольным камнем становится не оснащенность школ аппаратным или программным обеспечением, а навыки и умение учителей использовать то, что есть в своей работе. Чтобы повышалась эффективность преподавательской деятельности, а дети лучше учились и им было интересно. Для всего это и была запущена программа "Партнерство в образовании", первый этап которой мы начали с министерством образования еще в 2004 году. В рамках этой программы "Майкрософт" создает курсы, передает методики, обучает учителей навыкам использования компьютерных технологий в своей непосредственной деятельности. За эти годы мы обучили порядка 200 тысяч человек. В рамках программы "Партнерство в образовании" у нас действует хорошо известный портал "Сеть творческих учителей", который в 2007 году получил награду "Премия Рунета" как один из лучших ресурсов. Сегодня на нем активно общаются десятки тысяч учителей и делятся друг с другом передовыми методиками. У нас проходят конференции среди этих учителей, они участвуют и побеждают в международных конкурсах. И это создает тот объем знаний, который я бы назвал неким ноу-хау - как компьютерные технологии могут помочь развиваться дальше нашей школе. Как показывают исследования, если в 90-х годах знания и умение работать с компьютером были преимуществом при устройстве на работу, то сейчас это необходимое условие. Школы или вузы - это те институты общества, которые готовят поколения будущих специалистов, естественно, они не могут игнорировать этот факт. Кстати, вузы в большинстве случаев являются вполне успешными коммерческими предприятиями, поэтому на них распространяется наша модель работы с обычными клиентами. Кроме того, вузы являются и достаточно непростыми в управлении предприятиями. И им требуются современные технологии для самоуправления. "Майкрософт" имеет целый комплекс предложений, которые закрывают практически все задачи автоматизации деятельности вуза. Дальше мы рассматриваем вуз как площадку, где происходит дальнейшее обучение. Два года назад мы разработали специальный курс "Эффективная работа преподавателя". Вузы должны быть оснащены необходимым программным обеспечением и эффективно его использовать.
РГ: Вузы в регионах - это еще и ваши партнеры по программе "Твой курс".
Ершов: Совершенно верно, основная масса партнеров - это учебные заведения. Но так же активны и те центры, которые уже участвовали в нашем предыдущем проекте "Открытый мир информационных технологий". Иногда центры компьютерной грамотности открываются на базе библиотек, где есть компьютерный зал. Среди наших партнеров есть и различные некоммерческие организации. Они осуществляют бесценную работу по привлечению волонтеров, которые могут преподавать на этих курсах. Поначалу мы хотели сделать так, чтобы в каждом регионе России был свой центр. Но буквально первые месяцы реализации проекты показали, что востребованность программы намного выше наших оценок. Мы были вынуждены признать, что в ходе планирования были достаточно консервативны в оценке спроса на такого рода центры и интереса к ним. Поэтому сотый центр мы открыли уже к концу шестого месяца работы программы, летом этого года. И сейчас их более 120 по всей России.