Новости

01.11.2010 14:00
Рубрика: Культура

И даже в области балета

Результаты сочинского конкурса "Молодой балет мира" оказались обескураживающими

Единственное на Юге России хореографическое состязание мирового уровня завершилось в Сочи. В нем приняли участие 47 юных танцовщиков из крупнейших балетных школ России и зарубежных стран.

Три тура проходили с 20 октября на сцене городского Зимнего театра. Результаты конкурса оказались для российского молодого балета обескураживающими: ни один из наших танцовщиков в старшей группе не получил ни Гран-при, ни первого места. В старшей мужской возрастной категории российских артистов опередили участники из Средней Азии и Белоруссии. Они получили большее количество баллов, чем  выпускник  знаменитого Пермского государственного хореографического училища Влад Шумаков, завоевавший лишь третью премию. Гран - при  жюри присудило техничному казахстанцу Эльдару Сарсембаеву,  вторую премию - Нурлану Конокбаеву, представлявшему Кыргызстан. Слабым утешением для отечественных балетоманов стал лишь тот факт, что педагог главного призера получил закалку в русской хореографической школе.

- Еще в советскую эпоху к нам, в тогдашнюю Алма-Ату, приехали два замечательных наставника из Ленинграда, благодаря которым и возникла казахская балетная система, - рассказал Турсынбек Нуркалиев, художественный руководитель балета Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой. - Эти люди посеяли те семена, которые сегодня дали всходы.

Как выяснилось, по русской системе занимался и юный японский танцовщик Окава Койя (он лишь немногим уступил 18-летнему москвичу Климу Ефимову, победителю конкурса в младшей возрастной группе), и его соотечественница Тереда Мидори, занявшая первую ступень в младшей группе вместе с россиянкой Маргаритой Шрайнер. 

Молодой артист из Белоруссии Константин Героник, воспитанник Белорусского государственного хореографического колледжа, награжденный первой премией, также учился у педагогов, вышедших из российской балетной школы.

На пресс-конференции, состоявшейся после заключительных выступлений конкурсантов, критики и мэтры балета попытались проанализировать, что же, собственно, произошло? Почему российская школа, ставшая донором для других, на этот раз не смогла представить танцовщиков, которым бы по плечу оказалась верхняя ступенька пьедестала?

- Нас - девять человек, каждый из которых представляет свою балетную школу и имеет свою точку зрения, - высказался председатель жюри "Молодого балета мира" Юрий Григорович. -  Замечательно, что нам удалось вынести общее решение. От русской балетной школы, действительно, изначально идут многие хореографические системы в Азии. Семена упали на благодатную почву - дисциплина, традиции. Сегодня в Азии - огромный интерес к классическому балету, чего не происходит у нас дома, в России: новаторских  поисков много, а находок мало.

Маэстро с горечью говорил и о том, что в России перестали активно пропагандировать балет, отечественные СМИ забыли о балете, переключившись на спорт, не пришлось бы, спохватившись позже, снова догонять.

- Слова, свойственные ранее лишь творчеству, сегодня перекочевали в футбол, - сказал Григорович. - Мы говорим: "Какой интеллектуальный гол"! Я ничего не имею против футбола, - это прекрасный вид спорта. Но спорт есть спорт, а искусство - это то, что образовывает молодую душу. И если мы перестаем уделять ему достаточное внимание, значит, будем иметь то, что имеем.

Член конкурсного жюри, известный французский балетмейстер Оливье Пате и солист труппы "Балет Сан-Франциско" Вадим Соломаха отметили слабое место молодых  российских артистов - подготовку по современному танцу.

- Они выбрали то, что им близко, но не рисковали, не попытались сделать что-то новое для себя, взять по-настоящему современную хореографию, -  сказал Пате. - Я видел многих современных хореографов  в Москве, которые вполне в состоянии сделать что-то интересное.

Юрий Григорович с ним не согласился.

- На мой взгляд, артисты оказались лучше подготовлены к новому, чем балетмейстеры, - сказал он. - Технически танцовщик классического балета владеет всеми элементами и современной хореографии. Ну, а талантливые хореографы - это штучная история, вопрос, который остро стоит сегодня во всем мире.

Впрочем, иностранные балетмейстеры подчеркнули уникальность сочинского конкурса как площадки не только для общения, но и для поисков. Не случайно уже второй год оргкомитет "Молодого балета мира" учреждает отдельную премию для современных хореографов за специально поставленные для конкурса номера.

Культура Театр Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край РГ-Фото Фото дня Фото: Кубань-Кавказ