Слишком узкий перечень товаров для льготного ввоза не позволяет предпринимателям воспользоваться этим правом

Проводить техническое перевооружение предприятий и создавать новые сегодня можно в основном за счет импорта высокотехнологичного оборудования. А чтобы оборудования ввозили больше, нужно улучшать инвестиционный климат. На него напрямую влияет таможенное регулирование.

Россия обнулила ставки ввозных пошлин на многие виды тех оборудования еще весной 2006 года. В рамках Таможенного cоюза (ТС) хуже в этом плане не стало. Но помимо ввозной пошлины при импорте оборудования подлежит уплате НДС. В России его базовая ставка составляет 18%, в Белоруссии - 20%, в Казахстане - 12%. Есть постановление правительства РФ N 372 от 30.04.2009 г., которым утвержден перечень оборудования, аналоги которого у нас не производятся и которое не подлежит обложению НДС при ввозе. Причем эта льгота не накладывает на импортера ограничений по распоряжению оборудованием.

Однако, как отмечает ведущий эксперт OTK Group Татьяна Любацкая, этот перечень довольно узок. Например, оборудования для деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, металлообрабатывающей промышленности в нем представлено мало, хотя многие его виды у нас не выпускаются. И до сих пор нет разъяснений, каковы критерии для принятия решения, куда и с какими документами может обратиться импортер или производитель, чтобы доказать, что его оборудование не имеет аналогов в РФ. Поэтому воспользоваться льготой пока могут немногие.

В Казахстане тоже существует аналогичный перечень, при этом он гораздо шире, и в нем прописаны "правила игры". Зато установлены ограничения по распоряжению такими товарами - импортеры могут использовать их лишь для собственных нужд. В белорусском законодательстве положения по освобождению от НДС отсутствуют. Но импортерам оборудования и запчастей к нему, ввозимых по нулевой ставке, предоставляется рассрочка по уплате НДС на год без ограничений по распоряжению оборудованием.

В рамках ТС также предоставляются льготы по уплате пошлины при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал. Определение порядка предоставления таких льгот - прерогатива национальных законодательств. В России они существуют с 1996 года. И несколько лет ввоз оборудования в уставный капитал был популярной формой инвестиционной деятельности. Льготы предоставлялись по уплате ввозной пошлины и НДС. Тучки начали сгущаться над инвесторами в 2003 году, когда для освобождения от НДС при ввозе дорогостоящего оборудования надо было получать положительное заключение таможни. С 1 июля 2009 года льготы по НДС при ввозе оборудования в уставный капитал вообще упразднены.

Таможенный кодекс (ТК) ТС несколько изменил ситуацию. Если раньше ограничения по распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то теперь обязанность по уплате платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот, прекращается по истечении пяти лет со дня выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. А поскольку таковой не предусмотрен, получается, что все оборудование, ввезенное ранее в уставный капитал, с момента выпуска которого прошло 5 лет, с 1 июля 2010-го уже не является условно выпущенным, и собственник может им распоряжаться по своему усмотрению. Однако ФТС считает, что по отношению к ранее ввезенному оборудованию эта норма начнет действовать лишь через 5 лет после вступления в силу ТК ТС.

Что касается наших партнеров, то в Белоруссии льгота по уплате платежей при ввозе технологического оборудования в уставный капитал существует. Ограничения по распоряжению такими товарами действуют 3 года с момента оформления. В Казахстане льгота предоставляется только по ввозной пошлине в отношении ввозимого техоборудования и комплектующих, предназначенных для реализации инвестпроекта. Перечень проектов включает 245 видов деятельности.

Учитывая, что компоненты сложного технологического оборудования имеют различные сроки изготовления и часто производятся в разных странах, нередко их поставка идет поэтапно. И если оформлять их отдельно, помимо уплаты ввозной пошлины потребуется еще и представление сертификатов или деклараций о соответствии на эти компоненты.

Возможность классификации одним кодом ТН ВЭД оборудования крупных промышленных объектов, поставляемого поэтапно, и особый порядок его декларирования в РФ регламентирует приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388. Решение о классификации таможня принимает в течение 90 дней, а декларируется оно подачей заявления на условный выпуск на каждую партию товара с обеспечением уплаты платежей. Итоговая декларация оформляется, и платежи уплачиваются уже после завершения поставок. Однако за эти годы не было установлено четких критериев отнесения оборудования к одному коду товарной номенклатуры ВЭД, не выработаны правила заполнения списка товаров, который является основой классификационного решения. Например, одни и те же компоненты могут быть то признаны вспомогательными и исключены из списка, а то войти в классификационное решение. Но, несмотря на отдельные сложности, существующий порядок способствует сокращению затрат импортеров и является важным фактором в переоснащении производств.

После вступления в силу ФЗ о таможенном регулировании приказ N 388 будет отменен, а сам порядок ждут изменения. В проекте ФЗ увеличен срок действия классификационного решения с 6 месяцев до года. Это разумный шаг, поскольку при реализации крупных проектов за полгода мало кто успевал завершить поставку. Предусмотрена возможность внесения изменений в классификационное решение. Упрощается процедура начала оформления в соответствии с классификационным решением, расширяется группа товаров, подпадающих под классификацию. Срок принятия решения, однако, планируется оставить без изменений - в течение 90 дней.

А что же наши соседи? В Белоруссии срок принятия заключения о классификации сокращен до 60 дней, и предусмотрена возможность помещения классифицируемого оборудования под режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане срок принятия решения составляет 30 дней.

Если рассматривать ситуацию с таможенным регулированием ввоза техоборудования в общем и целом, то эксперт Татьяна Любацкая оценивает ее, скорее, как положительную. Однако ясно, что некоторые преимущества у наших партнеров по ТС имеются. А учитывая, что в этих странах инвестиционный климат по всем параметрам оценивается выше (в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса РФ занимает 120-е место из 183, Казахстан - 63-е, Белоруссия - 58-е), чтобы увеличить инвестиции в производство, России надо срочно предпринимать все возможные меры, в том числе совершенствовать нормативную базу в области таможенного регулирования.