Новости

02.11.2010 00:40
Рубрика: Экономика

Лед прокормит

В ближайшие 20 лет на смену сухопутной нефти придет нефть морская

Объем выявленных углеводородных ресурсов Арктики - третий в мире после разведанных запасов в Персидском заливе и Западной Сибири. В Арктике открыты шесть главных нефтегазоносных провинций и две нефтегазоносные области. Наиболее вероятная оценка начальных ресурсов в них - 51 млрд тонн нефти и 87 трлн кубометров природного газа. Кроме того, здесь сосредоточены большие месторождения алмазов, никеля, хрома, марганца, вольфрама, редких металлов, золота. Уже сам размер природных ресурсов этого региона ведет к необходимости международного сотрудничества в их исследовании и освоении. Для добычи этих ресурсов необходимы крупные инвестиции и современные технологии, а потому здесь естественным образом возникает территория диалога. О планах России относительно арктического шельфа рассказывает заместитель директора Института океанологии РАН по геологическому направлению, член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский.

- Какую роль играют запасы нефти и газа в Арктике для будущего российской промышленности?

- По нашим расчетам, запасы нефти, добываемой на суше, закончатся примерно через 20 лет. Вряд ли к тому времени получат широкое распространение технологии, позволяющие обходиться без этого ресурса, - слишком большие потребуются инвестиции. Единственный выход - разработка морских месторождений нефти и газа. И одно из самых крупных морских месторождений как раз расположено в Арктике. А для Мурманской области освоение Арктики и вовсе главный ресурс развития: он позволит эффективно работать всем сферам экономики региона, создаст условия для успешной интеграции в общероссийскую и мировую энергетическую, транспортную, рыбную и другие системы.

Пока же в Арктике лучше всего изучены Баренцево и Карское моря. Намного хуже дела обстоят в восточной части российского шельфа, где еще остаются белые пятна. При существующих темпах морских работ потребуется около 120 лет, чтобы покрыть шельфы достаточной сетью исследовательских данных. Думаю, что при безответственном отношении к Арктике сегодня-завтра мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы. Поэтому необходимо резко увеличить инвестиции в изучение шельфа, для чего следует привлекать иностранные компании.

- Уже есть конкретные примеры такого сотрудничества?

- Да. Недавно Россия обратилась к Всемирному банку с предложением организовать трастовый фонд для изучения арктического месторождения. Его организация позволит проводить различные конференции по арктической тематике, также появляется возможность оказывать поддержку деятельности Арктического совета. Российское правительство и частные компании, работающие в Арктике, могут обеспечить первоначальное финансирование трастового фонда сотрудничества в регионе. И потом, на доступ к эксплуатации арктического региона в последние годы предъявили свои претензии многие государства. Это вызвано не только данными о наличии там больших запасов энергоресурсов, но и перспективой того, что в связи с глобальным потеплением Арктика станет пригодной для мореплавания большую часть года. Так, еще в 1994 г. исследования на самом большом в мире неатомном ледоколе Xuelon начали китайцы, туда же устремляются японцы, индийцы, немцы, представители ряда других стран, не входящих в круг приполярных. Претензии на участие в разработке недр океанского дна время от времени предъявляют и другие северные страны: Исландия, Швеция, Финляндия. Кроме того, некоторые страны выступают с инициативой "интернационализировать" Северный морской путь. Их мотивы очевидны: они хотят претендовать на часть пирога, лежащего в открытой части Арктического бассейна. А ведь только в российском секторе, который составляет 6,2 млн кв. км (21% всего шельфа Мирового океана), сосредоточены до 100 млрд тонн условного топлива. По данным Геологической службы США, в целом к северу от полярного круга находится около трети мировых запасов природного газа и 13% запасов нефти. Однако при всех взаимных трениях у арктических стран, а также других государств нет иного выхода, кроме как развивать диалог и искать компромиссы, иначе уникальный регион планеты может быть просто уничтожен. Уникальность Арктики в том, что это территория диалога, где государства учатся обсуждать глобальные проблемы и договариваться.

- Известно, что газ из подобных месторождений должен транспортироваться в сжиженном виде. Однако в России пока всего один завод по сжижению газа - на Сахалине. Планируется ли строительство дополнительных заводов?

- На 2016 год запланирована постройка завода по сжижению газа на Штокмановском месторождении. Оператором станет "Газпром".

- Кстати, почему до сих пор откладывается разработка Штокмановского месторождения?

- Из-за отсутсвия эффективных технологий добычи нефти в условиях мерзлоты. "Газпром" и несколько его иностранных партнеров не первый год занимаются этим вопросом. Пока выработано две технологии. Первая - так называемая плавучая платформа на глубине трехсот метров, укрепленная канатами. Западные коллеги, напротив, предлагают технологию установки платформы прямо на дне. Последний вариант считается более бюджетным и, что наиболее важно, технологичным, поскольку платформа устойчива и не смещается. Однако и у нее есть недостатки: эта платформа не может работать полностью автоматически, на ней, как на подводной лодке, должны находиться люди, но их присутствие там пока не проработано с точки зрения техники безопасности. К 2016 году одной из этих технологий будет отдано предпочтение, и разработка Шток мановского месторождения начнется. Пока же похожий опыт есть только у "ЛУКОЙЛа", добывающего нефть на месторождении имени Юрия Корчагина на Каспии. Лед там сезонный, и нефть добывается на глубине 15 метров.

- Канадские бизнесмены заинтересованы в работе в Мурманске, связанной с эксплуатацией Штокмановского месторождения. А что думают в Канаде о производстве в США сланцевого газа, нужен ли будет импорт сжиженного газа из Европы?

- Есть целый ряд проектов по импорту сжиженного газа из России в Канаду, и для реализации этих проектов все еще есть возможности. Основной из проектов называется "Рабаска" по названию компании из провинции Квебек. Там будет построен терминал для приема сжиженного газа. В свою очередь, канадское правительство также намерено поддерживать этот проект в целях диверсификации источников газоснабжения Канады.

- Таким образом, опасаться конкуренции с американским сланцевым газом нам не стоит?

- Скорей, это не конкуренция, а альтернативный источник - всегда можно разговаривать об объемах закупок в том или другом месте. Решение, конечно, будет принимать не правительство, решать будут сами компании - сколько закупать газа и откуда. Во всяком случае, проект "Рабаска" уже, что называется, "на столе" в высокой степени готовности, и компании с обеих сторон уверены, что он будет экономически оправдан.

- Если в Арктике произойдет авария, аналогичная той, что случилась в Мексиканском заливе, какие меры будут приняты для ее устранения и кто будет за это платить?

- Воды Мексиканского залива - проточные, залив соединен с Атлантическим океаном. Это стало своего рода "подушкой безопасности", иначе последствия могли быть куда серьезнее. В Арктике же при аналогичной аварии нефть будет подниматься наверх, пропитывая ледовый панцирь. При таких условиях экосистема погибнет в считаные дни. К сожалению, пока не разработана методика устранения последствий подобных аварий. В Арктике придется работать настолько аккуратно и надежно, чтобы исключить даже малейшую утечку нефти. Если же авария действительно случится, катастрофа приобретет мировые масштабы и в ее устранении будет заинтересовано большинство стран.

Фото: РИА "Новости"

Экономика Отрасли Нефть и газ Бизнес - Главное