Средний Урал в последние годы регулярно попадал в "черные списки" Федеральной службы судебных приставов - за повышенную коррупционность и слабую работу местного управления. С 2007-го по 2009 год здесь сменилось три руководителя.
В феврале 2010-го общественности был представлен новый главный судебный пристав Свердловской области Азат Салихов. Есть ли положительные изменения в работе УФССП, каковы наиболее острые проблемы исполнительного производства, он рассказал журналистам уральского филиала "Российской газеты".
Российская газета: Азат Равкатович, у ваших предшественников был свой стиль управления. Кто-то, например, делал ставку на показательные меры, публично задерживая депутатов-должников у трапа самолета. На чем основывается ваша стратегия?
Азат Салихов: В должности я меньше года, но осознаю, какая ответственность на меня возложена. Честно говоря, переезжая в Екатеринбург, не ожидал такой нагрузки. Не ожидал, что Свердловская область такая сложная, с определенными политическими и юридическими устоями, очень сильными СМИ. Трудно было начинать в условиях жесткой критики в адрес службы, но, надо признать, в тот момент она соответствовала действительности. Например, выяснилось, что некоторые из руководителей отделов сами имели долги по кредитам. Судебные решения не исполнялись годами, были выявлены факты присвоения средств приставами. Поэтому надо было срочно принимать организационно-управленческие меры.
Мы пересмотрели кадровый состав, при этом удалось не только сохранить основной костяк коллектива, но и привлечь молодых, перспективных работников. Изменили порядок реагирования на "телефон доверия". От подчиненных начали приходить доклады о фактах склонения судебных приставов-исполнителей к получению взятки. Только за последний квартал поступило четыре таких сообщения, а всего за год отделом по противодействию коррупции в правоохранительные органы и прокуратуру было направлено 18 материалов, по которым возбуждено семь уголовных дел. Продолжается работа и по искоренению фактов присвоения денежных средств, взысканных в рамках исполнительных производств. Возбуждено пять уголовных дел, большая часть похищенного возвращена.
Кроме того, мы начали использовать новые методы работы с гражданами: выезжаем в территориальные отделы для личного приема, планируем перенять опыт тюменских коллег и ввести "электронную очередь". Это позволит жителям глубинки, не имеющим возможности прийти в управление, записаться на прием в территориальный отдел и получить ответы из первых рук. Статистика уже начала меняться в положительную сторону. Если в 2009 году было зарегистрировано 1136 обращений граждан, из них жалоб на бездействие судебного пристава - около 800, то за девять месяцев 2010-го - 1186 обращений, но только 342 жалобы на бездействие. По всем обращениям мы проводим проверки и в случае выявления нарушений привлекаем сотрудников к ответственности. Так, за первое полугодие 26 человек получили дисциплинарные взыскания.
РГ: Какова же нагрузка на судебных приставов?
Салихов: За девять месяцев текущего года в Свердловской области было возбуждено 1,4 миллиона исполнительных производств. А приставов у нас всего 724. Выходит, что в год порядка 2000 дел на каждого, тогда как уровень нормальной работы - не более 500. А ведь еще существует специализация: например, одни сотрудники занимаются только арбитражными делами, другие - взысканием алиментов. Огромный вал - примерно треть - приходится на штрафы уполномоченных органов, в частности ГИБДД.
РГ: Можно ли говорить о результативности работы пристава при такой нагрузке?
Салихов: В 1998 году только 52 процента исполнительных производств в Свердловской области оканчивались в связи с достижением результата. На сегодня этот показатель равен 78 процентам, но стоит задача поднять его еще выше - до 80-82 процентов, в том числе по судебным решениям - до 75. Например, штрафы ГИБДД мы уже сейчас взыскиваем практически в 90 процентах случаев. Замечу, что во многих странах, где нет государственных судебных приставов, а есть только частные, показатели ниже.
РГ: Ощущаете ли вы увеличение нагрузки по сравнению с 2009 годом? В Арбитражном суде полагают, что многие воспользовались кризисом как поводом для отсрочки платежа.
Салихов: В текущем году в регионе было возбуждено 816,3 тысячи исполнительных производств, это всего на 0,78 процента выше, чем в 2009-м. Я не склонен связывать увеличение количества исполнительных документов с кризисом - кривая ползет вверх из года в год. Так, если в 2006 году было возбуждено 477,5 тысячи исполнительных производств, то в 2007-м - уже 575 тысяч, в 2008-м - 684,6 тысячи.
РГ: Какова структура взыскиваемых долгов?
Салихов: Общая сумма - 90 миллиардов 148 миллионов рублей. В частности, кредиторская задолженность - почти 31,6 миллиарда (в том числе юридических лиц и ИП - 9,7 миллиарда). Долги по заработной плате составили 673,6 миллиона рублей, по налоговым платежам - 13,5 миллиарда. Не уплачено госпошлины на сумму 175,9 миллиона рублей. Кроме того, наложены административные штрафы: судами - на сумму 203,6 миллиона, другими уполномоченными органами - на 385 миллионов, в том числе ГИБДД - на 84,6 миллиона рублей. Долг в пользу бюджетов всех уровней составил 4,6 миллиарда рублей.
РГ: Какие направления работы для вас приоритетны?
Салихов: Еженедельно на заседаниях антикризисного штаба в полпредстве мы делаем отчет о ликвидации задолженности по зарплате. Как правило, эта категория дел входит в состав сводных исполнительных производств в отношении крупных предприятий, находящихся в трудном финансовом положении, в процедуре банкротства. Совместно с администрацией Екатеринбурга (а на этот город приходится половина всех исполнительных документов) начали выселять должников по коммунальным платежам. Мировые суды завалены подобными исками.
РГ: Достаточен ли тот арсенал средств, которым сегодня располагает ФССП? Какие методы дают наибольший эффект?
Салихов: Мер довольно много, однако я не могу сказать, что среди них есть одна универсальная, которая позволяет решить все задачи, стоящие перед службой. Так, при взыскании алиментных и кредитных платежей хороший эффект дает принудительное трудоустройство должников. За девять месяцев 2010 года таким образом было "пристроено" 10 тысяч жителей Свердловской области. Временное ограничение выезда за пределы РФ - действенная мера, но только в отношении людей с довольно высоким уровнем дохода. Если должником является муниципальное образование, взыскание может быть обращено на доходы, которые оно получает от имущества, сданного в аренду.
РГ: Может ли должник обратиться с просьбой об отсрочке платежа при необходимости выезда за границу с деловыми целями?
Салихов: По закону мы не должны снимать ограничения на выезд, хотя в отношении юрлиц, когда поручителями выступают топ-менеджеры предприятий, такое исключение может быть сделано. Например, у одной компании Свердловской области возник долг из-за кризиса. Ее руководитель - человек в регионе известный, заслуженный строитель, обратился к нам с заявлением об отсрочке и возможности выезда в страны СНГ с целью поиска новых контрагентов и заключения контрактов. Если мы видим, что должник не уклоняется от уплаты, открыто ведет бухгалтерию, продолжает выплачивать текущую зарплату персоналу, то можем пойти ему навстречу. К этому готовы и банки-кредиторы, ведь суммы контрактов всегда на виду.
РГ: Взыскание долгов - это значимая, но не единственная функция вашей службы. Чем еще занимаются судебные приставы-исполнители?
Салихов: В штате управления, помимо 724 судебных приставов-исполнителей, еще 485 человек, занимающихся обеспечением безопасности судебных заседаний, свидетелей при рассмотрении дел, сопровождением в суд по повесткам. Кроме того, у нас большой состав дознавателей - 102 человека, их задача - проводить расследование и привлекать к уголовной ответственности за систематическое уклонение от возврата долгов, за растрату арестованного имущества и т. п.
РГ: Как вы относитесь к деятельности коллекторских агентств?
Салихов: В отличие от частной системы, действующей, например, в Германии, у нас исполнительное производство находится в руках государства. И я считаю, что это сильная сторона - частные приставы не будут заниматься мелкими коммунальными долгами или алиментами, им это неинтересно и невыгодно.
РГ: Вы лично за или против ужесточения санкций в отношении должников?
Салихов: Там, где имеется решение суда, нужно ужесточать меры. Напротив, когда административные штрафы наложены уполномоченными органами, необходима либерализация. У этих структур есть действенные рычаги, они могут самостоятельно взыскивать свои долги. Например, с помощью ограничения прохождения техосмотра и других мер.