Несколько хитроумных мошеннических схем раскрыли сотрудники подразделений экономической безопасности транспортной милиции Центрального федерального округа.
Помните недавний ажиотаж по поводу подорожания стоимости проезда на железнодорожном транспорте? Так вот, немалую лепту в этот скачок цен внесли нечистые на руку кассиры. Мошенники придумали способы, как одновременно обманывать и пассажиров, и государство. То есть людей вынуждали платить завышенную цену, а в казну сдавали меньшие суммы. Разницу, разумеется, прятали в свой карман.
Как защититься обычному человеку от билетных аферистов?
Начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями на транспорте МВД России по ЦФО Виктор Паршин рассказал корреспонденту "Российской газеты", что пассажирам надо внимательно смотреть на выходные данные купленных билетов. И точно знать цены.
Например, на станции Каланчевская умельцы перепрограммировали электронные "мозги" машины, печатающей билеты на пригородные поезда. Получалось так: пассажир платил, скажем, 115 рублей, а фискальный чек фиксировал сумму в 25 рублей. В день на двух кассиров, обслуживающих этот аппарат, приходился неплохой навар - 30 тысяч рублей. За полтора месяца мошенники успели заработать полтора миллиона рублей.
Выявили аферу таким образом. Первой забила тревогу служба экономической безопасности РЖД. Штрихкод билета на турникете признается действительным - пассажир проходит на платформу. Но дальше этот же билет контрольной электроникой не определяется - не совпадают реальная и фискальная суммы. Найти "левую" билетопечатающую машину железнодорожники сами не смогли. И тогда обратились к транспортной милиции. Подчиненные полковника Виктора Паршина быстро выявили "торговую точку".
В другом случае мошенники придумали еще более простой ход. Украли списанную билетопечатающую машину, отремонтировали и наладили производство билетов прямо на дому. Дальше - дело техники и ловкость рук. Пассажирам на Курском вокзале под видом подлинных, только что заказанных билетов выдавали те, которые отпечатали дома вчера вечером. Что любопытно, криминальным мастерам удалось сохранить штамповку штрихкода - турникет срабатывал! Вот только дату изготовления билета мошенники подделать не смогли. Один бдительный пассажир, купив билет в 11 утра, с удивлением обнаружил, что время продажи - 19 часов прошедших суток. Обратился в милицию, и мошенников взяли.
Но самый неприятный случай произошел на Белорусском вокзале. Там мошенники научились подделывать транспортные карты. Смысл в чем: на перепрограммированном терминале делают проездные электронные документы, которые продают чуть-чуть дешевле настоящих. Людей заманивали дешевизной, и те не особо приглядывались к тому, что покупали.
Правда, были, так сказать, нюансы. "Левая" сезонная карта, рассчитанная якобы на десять остановок электрички, на самом деле оказывалась действительной только на три. Или - на пять. И если контролер в электропоезде вдруг проверит такую карту, то абсолютно правомочно оштрафует владельца. Мол, оплатил проезд всего до третьей остановки, а проехал уже пять. Что, кстати, и происходило. Людей стали штрафовать, пассажиры - жаловаться. И всплыла немаленькая цифра - "левыми" оказались 649 транспортных карт.
Как их изымали - целая история. Специалисты информационно-вычислительного центра РЖД выявленные карты заблокировали. То есть владельцы фальшивок не могли выйти в город, сойдя с поезда, - не срабатывал турникет. Их пропускали, но только после разговора с милиционерами - сыщики подробно выспрашивали, где и когда человек приобрел подделку. Конечно, были недовольные, но лишь таким образом сотрудники транспортного УБЭПа выяснили, кто изготавливал и продавал эти "неправильные" карты. Кассиров, решивших таким образом подзаработать, осудили на 3,5 года условно - суд пожалел многодетных женщин.
А вот другой изобретатель мошеннической схемы - Вячеслав Горобец - сел на реальные два с лишним года в зону общего режима. Он действительно придумал ноу-хау - как жульничать с недавно появившимися электронными билетами. В Интернете он нашел сайт, где можно заказать электронный билет. Причем оплачивалась услуга по безналичному расчету с чужой пластиковой карты - эту схему он тоже нашел во Всемирной паутине. Ничего не подозревающий вкладчик одного из банков оказывался невольным "спонсором" мошенника. Затем аферист шел в кассы Казанского, Ярославского и Курского вокзалов и сдавал билет - дескать, поездка отменена, верните деньги. В итоге он "навозвращал" 1,8 миллиона рублей.
В этой истории, правда, есть только один плюс. Теперь наученные горьким опытом банки возвращают деньги не наличными, а переводят по безналу на ту кредитную карту, с которой оплачивался электронный билет.
Виктор Паршин не исключает, что подобные схемы могут появиться не только на железнодорожном транспорте, но и воздушном. Сейчас, после создания объединенного милицейского управления на всех видах транспорта, сыщики УБЭПа берут под контроль и оплату авиаперевозок. Одна из форм такого контроля - создание единой электронной базы, куда будут занесены в том числе и данные на кассиров, бухгалтеров, финансовые и прочие операции. Понятно, создать такие досье можно только с помощью транспортных компаний, которые обслуживает милиция. Например, РЖД охотно сотрудничает с сыщиками и предоставляет им всю необходимую информацию.