03.11.2010 00:21
    Поделиться

    Режиссер Матье Амальрик привез в Россию фильм "Турне"

    4 ноября в российский прокат выходит французский фильм "Турне".

    Режиссер и актер Матье Амальрик привез фильм в Россию лично. Да еще и своим приездом "убил сразу двух зайцев": закрыл фестиваль "2 in 1" и открыл Неделю французского кино, которая в этом году пройдет в Новосибирске с 11 по 14 ноября и Красноярске с 15 по 17 ноября. Стоит ли пояснять, что "Турне" увидят в обоих городах. Эта картина в этом году получила Золотую пальмовую ветвь за режиссуру на Каннском кинофестивале, а также приз ФИПРЕССИ, а приехать ей в Россию помогла организация "Кино без границ" и ее президент - кинорежиссер Сэм Клебанов, который и представлял фильм вместе с Матье Амальриком.

    Во время своего пребывания в столице Матье Амальрик, которого знают по фильмам "Знаки", "Мюнхен", "Скафандр и бабочка", "Враг государства № 1", "Квант Милосердия", "Необычайные приключения Адель" (всего в фильмографии актера и режиссера около 70 картин) отметил свой 45-й день рождения, встретился с журналистами и ответил на несколько вопросов обозревателя "РГ".

     - Когда вы были маленьким, то некоторое время жили в Москве (отец Амальрика работал московским корреспондентом Le Monde, и с восьми до двенадцати лет Матье с родителями жил в Москве - Прим. С.А.). Что вспоминается?

    - Когда я жил в Москве, мать меня больше водила в театры, чем в кино. Помню, как мы заезжали на "Мосфильм". Человек, который породил во мне желание заниматься кино, - Отар Иоселиани. Мои родители очень с ним дружили. Отар при съемках часто использовал друзей как актеров. И в 17 лет он попросил меня сыграть в своем первом фильме  -  "Фавориты луны". После этого мне и захотелось, как он - не играть в фильмах, а делать их. Выстраивать вокруг себя целый мир, как Иоселиани. Вот тогда-то я и полюбил кино.

    У меня, можно сказать, возникла кинофилия по отношению  к российскому кино той эпохи. А хорошее современное российское кино я ищу, но как-то не нахожу. И потом: когда делаешь кино, нет времени его смотреть.  Хотя могу назвать Андрея Звягинцева, Сергея Лозницу, его фильм "Счастье мое".

    Я чувствую глубинную интенсивную близость к российскому кино. Например, такие моменты, как эпизод с Колоколом в "Андрее Рублеве" или фрагменты из "Зеркала" Тарковского часто вспоминаются мне. Особенно в те моменты, когда приходится отвечать на вопросы, что  значит быть режиссером.

     - Как-то вы говорили, что боитесь оказаться хорошим актером в ущерб режиссуре.

    - Иногда просыпаешься утром, и в голову приходят мысли о том, какую роль хотелось бы сыграть. Играть в кино - это забавно. На съемочной площадке знакомишься с миром других людей, часто завязывается дружба с кем-нибудь из них. Так люди чувствуют себя менее одинокими.

    - Как возникла идея снять фильм "Турне" и насколько сложно быть одновременно и актером, и режиссером?

    - Долгая история. Все началось с текста французской писательницы Колетт, где она показывала изнанку мюзик-холла. В начале XX века она была актрисой в мюзик-холле, исполняла эротические пантомимы. Она в ходе  турне по Франции вела дневник, который назывался "L"Envers du music-hall"???. И у нее тоже было желание сделать скандальное зрелище в дезабилье. Она писала о притягательности закулисного мира и о том, что никогда не имела возможности посмотреть те города,  куда приезжала.

    Потом продюсер Летиция Гонсалес спросила меня, что на данный момент я держу в голове и нет ли желания сделать фильм. Мы долго переписывали сценарий. Потом все увяло, потому что мне показалось, что бурлесковые номера - несовременные.  Затем возникло понимание команды девушек как собрания одиночеств. Вслед за этим родилась идея, как можно выразить язык тела. И в голове все выстроилось, и родился юмор как оформление сюжета.

    Себя в главной роли я не видел. Играть меня, по сути, заставили продюсеры. Вначале я себя не чувствовал в этой роли, но понимание образа возникло в процессе работы.

    - Как вы нашли девушек - исполнительниц основных ролей?

    - Мы прочли в газете статью о самоубийстве французского продюсера, что и послужило образом для моего героя. Смотрели на бурлесковые номера и вокруг них с точки зрения мальчишки, которому интересно, что же на самом деле за кулисами. Наши девушки - не сложившаяся труппа, а индивидуально подобранные актрисы. Мы собирали их по всем Соединенным Штатам. Постепенно они слились в единый коллектив, и это почувствовалось уже на просмотрах. В фильме они говорят: "чем больше вы кричите, тем больше мы раздеваемся". Вот почему на предварительных  просмотрах, где собиралось много людей, возникла нужная энергетика. Но камера же не кричит!  Стали думать, как поймать энергетику. Денег, чтобы заполнять залы, не было. И тогда возникла мысль: а, может быть, и взаправду сделать турне? И мы сыграли именно на этом! Останавливались в тех гостиницах, в которых снимали. Выступали… И это дало нам возможность показать, что не было съемок фильма как таковых. Просто было турне.

     - Так, может быть, после выхода фильма девушки и организуют постоянную труппу?

    - Так и случилось. Они сделали ее. Например, на прошлой неделе выступали в Париже. У них все расписано на два месяца вперед. Они ангажированы на весь январь и на все новогодние праздники.

    - Но они не худышки, которых мы привыкли видеть в американских фильмах.

    - Вы удивлены, что американки в моей картине не такие, как у Поа Верховена в "Шоу Герлз"? Именно поэтому наши героини в фильме иногда приходят в ярость, но не выражают ее в негативных эмоциях, а переводят в юмор и другие более разумные вещи. То, что мы показываем в картине,  более естественно и правдиво. И девушки выстраивают свои номера с помощью собственных комплексов и неуверенности. Именно это потом помогает им избежать вульгарности и эксплуатации. Их продюсер, которого я играю, признается в картине, что не может на них повлиять.

    - Франция славится своей любовью к женщинам. Как вам удалось подчеркнуть в своем фильме особое отношение французов к "слабому полу"?

     - Есть определенное отклонение в нашем обществе: почему-то женщинам навязывают то тело, те габариты, которое они якобы должны иметь. Своим фильмом я вовсе не пытался отдать дань тем, кто сопротивляется этому диктату. Нет! Но мне прежде всего хотелось показать женщин по ту сторону маски, которую все так часто надевают на свои лица. Сегодня все женщины прячутся под масками униформы, веяний моды, социальных кодов, макияжа, настроения, экстравагантности… Мне просто хотелось соскрести эту искусственную "глазурь", чтобы обнаружить настоящую женскую природу.

    Еще раз подчеркну: моей задачей не было  снять нестандартное по сегодняшним меркам женское тело. Нет! Это было желанием побудить к философствованию.

    - Вы получили в Каннах приз за лучшую режиссуру. Нужно ли режиссеру специальное образование?

    - Главное правило для режиссера - никаких правил. Каждый сам придумывает свою жизнь с участием всяких невероятностей и случайных встреч.  Когда я жил в Москве, у меня был пони, на котором я катался. Его звали Судьба. 

    Как вы поняли, я не учился - не прошел по конкурсу. Что любопытно, и продюсер моего фильма Летиция Гонсалес - тоже. Просто мне хотелось работать в области кинематографа. Я родом из интеллигентной семьи, где привыкли многое делать собственными руками.  И в кино существует множество профессий, где мои навыки пригодились.  Иногда, когда я  встречался с коллегами, которые прошли хорошую школу, то им завидовал: они могли спокойно смотреть фильмы, рассуждать о них… А они завидовали мне, потому что я  работал.

    Кино - это одна из редких профессий, где у вас не спрашивают диплом. И совет мой такой - поезжайте куда-нибудь на фестиваль, например, короткометражного кино и говорите всем, что к такому-то числу  выйдет ваш  новый фильм. И вдруг все сложится само собой.  Станут приходить люди и говорить: мой дядя может одно, скажем, работать с камерой, брат - другое. А у кого-то найдется сестра, которая может кормить всю группу. А потом окажется, что она неплохо смотрится в кадре… И все получится к задуманному сроку. Не ждите денег, а то будете ходить, носиться с идеей, переписывать, подстраивая ее под чьи-то желания.  У вас в итоге появится комплекс! Тем кино и хорошо, что можно генерировать идеи, обмениваясь при этом энергиями друг с другом.

     Между тем

    - Один из самых известных фильмов, где вы сыграли полностью парализованного человека, - "Скафандр и бабочка". Именно за него вы получили премию "Сезар" как лучший актер…

     - На съемках  "Скафандра и бабочки"  к концу дня я был совершенно вымотанным. Не двигаться  физически очень трудно. Вообще, я всегда говорил и говорю, что работа актера похожа на месть подростковому возрасту, когда у тебя прыщи, когда ты слишком стесняешься, чтобы пригласить девушку потанцевать. Мне нужно это ощущение, что я добился успеха, потому что оно очень возбуждает. Это возбуждение и помогало мне сделать все, чтобы прийти к этой идее Шнабеля (режиссер фильма Джулиан Шнабель получил за него в 2007 году приз  за лучшую режиссуру - Прим. С.А.) - показать головокружительный пример смелости и непреклонности  человеческого духа.

    Поделиться