В последнее время на рынке крепкого алкоголя происходят события, которые привлекают к себе внимание всех заинтересованных лиц, а это чуть ли не треть населения страны. О том, какие тенденции наблюдаются на рынке и как на них отражаются законодательные новации, "РБГ" беседует с руководителем Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадимом Дробизом.
- Каков объем рынка крепкого алкоголя в России, каковы его динамика и специфика?
- Годовой объем легальной водки и ЛВИ составляет около 1100 млн л. Еще не менее 1200 млн л - это нелегальная водка и суррогаты (технические жидкости, парфюмерия, аптечные настойки, самогон и т.д.). Еще около 110 млн л - коньяк и около 20 млн л - виски, ром, джин, текила, абсент и прочая экзотика.
Главная тенденция 2010 года - сокращение в результате мер Росалкоголя нелегальной водки и ЛВИ в системе легальной розничной торговли (не менее чем на 35%). В результате введения минимальной цены на коньяк ожидается некоторое снижение доли фальсификата на рынке российского коньяка. В ближайшие 10 лет крепкий алкоголь сохранит свое значение основы алкогольного рынка в России. При этом я не вижу социально-экономических предпосылок для снижения потребления крепкого алкоголя и его суррогатов в России в период длительного кризиса. Даже частичный переход на вино - это для России "алкогольная культурная революция" - сегодня выглядит пока еще как мечта, ради осуществления которой надо много работать государству и бизнесу.
- Какие секторы рынка наиболее перспективны?
- Кризис изменил социальную структуру потребителей алкоголя - сместил "вниз" средний класс. Если учесть, что 70% населения России бедно и очень бедно, то наиболее перспективно производство самой дешевой легальной водки (89-100 руб.), а также нелегальной водки и суррогатов. К сожалению, при подорожании нелегальной водки в 2010 г. с 40-60 руб. до 89 руб. (почти в два раза для бедного населения) объем нелегальной водки в розничной торговле упал, но производство легальной не выросло. Потребители нелегальной водки в большинстве своем не пришли в легальный сегмент. При этом сохраняет хорошую перспективу высокомаржинальная продукция: премиальная водка и коньяк.
- Как сказалось на производстве ЛВИ создание Росалкогольрегулирования и ЕГАИС?
- Деятельность РАР способствует наведению определенного порядка на рынке. В целом она положительна. Остановлены многие "наглые" производители нелегальной водки. Падает на легальном рынке доля нелегальной водки и ЛВИ. Вводятся минимальные цены на продукцию. Сокращается конкуренция легальной и нелегальной продукции в розничной торговле. Это главное. Дальше посмотрим, как РАР проведет процесс массовой смены лицензий у операторов алкогольного рынка в 2011 году.
ЕГАИС оценить положительно сложно. Если она помогает РАРу работать, пусть останется. Лишь бы не мешала работе легальных операторов рынка. В общем, рынок к ней приспособился. Но в 2009 году она не мешала росту доли нелегальной водки с 30%-35% до 45%-47%. Дело не в самой системе, а в людях, которые используют эту систему. ФНС она была не нужна, РАР предполагает использовать ее.
- Как влияют или могут повлиять на развитие рынка новации, предлагаемые минфином и другими ведомствами?
- Все идет в сторону укрупнения рынка, вся политика госорганов. И перенос акциза на спирт, и предоплата акциза, и другие меры.
Самое негативное влияние на отрасль может оказать резкое повышение ставки акцизов. На самом деле даже цена легальной водки в 100 руб. в 2010 году привела к тому, что легальное потребление не растет, а растет потребление суррогатов и водки, произведенной на подпольных заводах, а это уже здоровье и безопасность населения.
Начинается "игра цифрами": уже заявлено, что в 2009 году население стало меньше пить и потребление за год (а ведь год-то еще не кончился) упало с 18 л спирта до 15 л на душу населения. Легально - учтенное производство крепкого алкоголя (водки и ЛВИ) падает. Продажи нелегальной водки в легальных магазинах сократились в 2010 году. Это создает иллюзию победы над алкоголем, но это победа над легальным алкоголем и рост сектора нелегального и суррогатного.
Запретительные меры пусть вводятся (реклама, время работы торговых точек и т.д.), они тоже создают иллюзию борьбы с алкоголизацией.
- Раньше в магазинах дьюти-фри в Лондоне или в Копенгагене можно было встретить известные российские бренды "Столичная" и "Московская". Куда они делись? Как вообще обстоят дела с экспортом традиционного российского продукта?
- Экспорт российской водки растет. Отсутствие в связи с кризисом потенциала роста потребления премиальной водки в России заставило производителей активизировать экспорт этой продукции. Но это очень дорогое удовольствие - для серьезной работы за рубежом надо тратить десятки миллионов долларов в год на продвижение. Например, бюджет на продвижение на мировом рынке водки "Смирнофф" в 2009 г. составил более $300 млн.
"Столичная" на сегодня принадлежит на рынках западных стран компании SPI, поэтому это ее политика, где продавать свою водку. Но их реклама в 2010 г. на мировом рынке очень агрессивна.
В России создается Ассоциация экспортеров русской водки под руководством Юрия Жижина, который выводил еще советскую "Столичную" на западный рынок более 35 лет назад. Надеюсь, что это активизирует процесс.
- Говорят, что с нового года в России больше не будет коньяка. Это правда?
- Коньяк в России сохранится. И думаю, что на много лет, если мы сами не откажемся от этого названия. Даже при вступлении в ВТО отказ или сохранение названий "российский коньяк" и "российское шампанское" - предмет торга. Украинцы, например, и прибалты борются за сохранение названий. В документах ВТО есть пункт, позволяющий сохранять название, если им пользовался более 10 лет до вступления в ВТО. А мы этими названиями пользуемся более 100 лет, а защиту они получили не более 80 лет назад. Даже основатели ВТО до сих пор сохраняют массу названий для внутреннего рынка, которые имеют международную защиту... То же самое и в других странах, так что не надо сдавать позиции.
- Что происходит с экспортом ЛВИ? Не лишатся ли любители виски и текилы своих любимых напитков?
- Наблюдается рост поставок "крепкой экзотики" - рынок восстанавливается после падения на 30% в 2008-2009 гг.
- Какие тенденции наблюдаются на рынке крепкого алкоголя? Что его ожидает в ближайшее время?
- Потребитель никаких изменений на рынке не заметит, кроме роста цен на алкоголь, но это происходит ежегодно - с ростом ставки акциза. Скорее всего по всей России в 2011 году запретят ночную продажу крепкого алкоголя.
Все процессы будут носить внутриотраслевой характер: в 2011 году серьезно сократится число операторов на рынке; усилится влияние ГЧП на рынке, которым управляет госкомпания "Росспиртпром"; изменится порядок уплаты акцизов и т.д.
- Сколько крепкого алкоголя потребляют россияне, и какие меры нужно принимать, чтобы снизить потребление?
- Средний россиянин употребит в 2010 году около 8,7 л легального крепкого алкоголя и около 8,9 л нелегального и суррогатного.
Россия не выглядит при честной статистике убийственно спивающейся страной на фоне других государств. Мы имеем среднее потребление на уровне прочих развитых европейских стран. Наш уровень - около 13,5 л спирта на душу населения в год (вместе с нелегальной и суррогатной продукцией). Во всем мире только российские эксперты считают все напитки, за рубежом ограничиваются только легальным рынком.
В России из 140 млн человек алкоголь потребляют не более 100 млн (пропорции как во всем мире); 70 млн потребляют умеренно (примерно по 11 л в год на душу в среднем), 30 млн - злоупотребляют (до 40 и более л спирта в год на душу). Реально спивается и дает жуткую среднюю статистику именно эта последняя группа, как правило, малоимущих граждан.
Путей снижения потребления несколько:
- можно поправить статистику (что уже делается);
- можно учесть только легальный алкоголь, и мы на уровне других стран;
- можно учиться у западных стран (там проблем не меньше, а, пожалуй, и больше). Дело в том, что корни проблемы социально-экономические. В западных странах за последние 35-40 лет социальных реформ при очень высоком среднем уровне потребления алкоголя на 10 лет повысили среднюю продолжительность жизни. При этом сказать, что там упало потребление алкоголя, было бы неправдой. Они социальный фактор (борьба с бедностью, медицина и т.д.) уже использовали, а мы еще не приступали к нему. В настоящее время они сосредоточились на воспитании ответственного потребления.
Есть в России и еще один резерв - развивать (а точнее, восстанавливать) винную культуру в противовес тотальной культуре крепкого алкоголя.