03.11.2010 00:20
    Поделиться

    Воспитанники детдома в Павловске пожаловались омбудсмену на тяжелую жизнь

    В открытом письме детдомовцы рассказывают, что их плохо кормят и заставляют работать. По результатам проверки директору заведения объявлен выговор.

    Павловский детский дом N 4 для детей с тяжелыми нарушениями в развитии - один из самых больших в России. Сейчас здесь находится около 550 воспитанников. Многие из них, ввиду своих заболеваний, не умеют читать и писать. Однако это не помешало детдомовцам обратиться к Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину с открытым письмом. Его, со слов старших обитателей детского дома, записал волонтер общественной организации "Подорожник".

    "Нас плохо кормят. Повара воруют продукты. В еду идут пищевые отходы, - перечисляют свои беды воспитанники. - Мы (взрослые ребята) находимся в реабилитационном отделении в первом корпусе. Реабилитация закрытого типа. Дети работают дворниками, на кухне, стирают. Платят за это 500 рублей. Паспорта и деньги нам на руки не выдают. В город самостоятельно не выходим. Хотя нам 20-24 года. В реабилитационном отделении нас собираются держать до 40 лет. Администрация питается за наши деньги. Дети работают без выходных, таскают тяжелые баки с едой, практически никуда не выезжают".

    Дальше детдомовцы рассказывают о пьяной и вороватой нянечке и о том, как администрация подкупает частых проверяющих (а проверки в этом детдоме случаются каждую неделю и даже чаще). "Когда мы обращаемся в комитет или прокуратуру, то директор нам угрожает (замучаем уколами, отправим в психиатрическую больницу). Со всеми детьми плохо обращаются", - заключают авторы обращения.

    В аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге признают - многое из рассказанного детдомовцами подтвердилось.

    - С этим интернатом мы уже давно работаем, но раньше таких жалоб от воспитанников не поступало. Наш сотрудник пробыл там целый день, пообщался с ребятами, которые писали письмо. Двое из них информацию не подтвердили, но некоторые воспитанники рассказали действительно страшные вещи - о том, как плохо кормят ребят, как заставляют их работать и либо не платят за это деньги совсем, либо расплачиваются булочками. Среди прочего заставляют детей выполнять вредные работы типа разгрузки хлорных баков, - комментирует детский омбудсмен Светлана Агапитова. - К сожалению, директор Галина Ивановна под конец уже даже при членах комиссии стала кричать на детей, что они неправду говорят. В связи с чем мы пришли к выводу, что надо рассматривать вопрос о ее соответствии занимаемой должности.

    Директор Павловского детдома Галина Племянникова утверждает, что конфликт спровоцирован волонтерами - по какой-то причине у представителей общественных организаций, оказывающих помощь подобным заведениям, плохо складываются отношения с руководством детдома. Сами же дети, по словам директора, "глубоко больные люди, что им скажешь - то и сделают". Вероятно, в этом есть доля правды, потому что чем больше времени проходило с момента обнародования этого письма, тем меньше воспитанников признавались в том, что имеют к нему отношение.

    Последние дни детдом N 4 лихорадило от бесконечных проверок: здесь работали и правозащитники, и сотрудники прокуратуры, и представители Смольного. Несмотря на прогнозы детского омбудсмена, Галина Племянникова директорской должности не лишилась. Она отделалась выговором и снятием премии. Глава петербургского комитета по социальной политике Александр Ржаненков пришел к выводу, что факты жестокого обращения с детьми, изложенные в письме от имени подростков, не подтвердились. Но проблемы в детдоме есть, признает чиновник. Основные - это переполненность заведения почти вдвое нормы и нехватка персонала.

    Руководитель общественной организации инвалидов "Мы вместе" Юрий Кузнецов, который в свое время тоже воспитывался в детдоме N 4, обращает внимание на то, что письмо воспитанников свидетельствует о проблемах не конкретного заведения, а всей отечественной системы интернатов.

    - Авторы письма хотели сказать, что они тоже граждане, и они хотят иметь те же права, что люди за забором интерната, - говорит Юрий Кузнецов. - Абсолютно очевидно, что прокуратура и Уполномоченный по правам человека должны не только гасить этот пожар, а пытаться системно изменить ситуацию.

    Поделиться