03.11.2010 10:00
    Поделиться

    В День народного единства выходит в прокат фильм "Брестская крепость"

    Художественный фильм "Брестская крепость" выходит в прокат в День народного единства

    С 4 ноября картину "Брестская крепость" можно будет увидеть во многих кинотеатрах. Количество копий велико - 500 - и соответствует масштабу проекта. 

    До премьеры, которая состоялась 3 ноября в кинотеатре "Пушкинский", у фильма уже появились свои зрители: картину в один день - 22 - июня показывали и в самой Брестской крепости и на Московском международном кинофестивале.

    А начиналась работа над фильмом еще в январе 2007 года. Именно тогда Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) выступила с инициативой его создания. Это предложение получило одобрение и поддержку Совета Министров Союзного государства. Автор идеи и продюсер картины председатель ТРО Союза Игорь Угольников. С ним накануне премьеры и встретилась обозреватель "РГ".

    Российская газета: Вы зачитывались в детстве книжкой "Брестская крепость"?

    Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

    Игорь Угольников: Рассказывать о фильме всегда начинаю с того, что в юности отец дал почитать мне эту книгу Сергея Сергеевича Смирнова. Никогда я не думал, что смогу подобраться к этой теме. Но когда четыре года назад мне предложили возглавить телерадиовещательную организацию Союзного государства, я согласился еще и потому, чтобы сделать шаг к осуществлению своей мечты.

    РГ: Знаю, что на премьеру приглашены родственники Сергея Смирнова.

    Угольников: У Сергея Сергеевича два сына. Оба известные люди - Константин и Андрей Смирновы. Мы пригласили и их, и вдову Сергея Сергеевича, и других родных.

    РГ: Наша газета, в частности приложение "Союз", много раз писала о фильме. Однако какие важные этапы его производства выделяете вы?

    Угольников: Поддержка фильма руководством страны для меня очень важна. Действительно, Председатель Совета Министров Союзного государства Владимир Путин призвал решить все организационные вопросы для того, чтобы картину увидели как можно больше зрителей. Это правильно, поскольку фильм некоммерческий и убедить прокатчиков вложиться в его рекламу тяжело. Но реклама, безусловно, будет - в том объеме, в котором возможно ее сделать. Ожидание фильма зрителями крайне велико, и это радостно. Хочется, чтобы картину увидела молодежь, потому что она адресована прежде всего ей. Фильм тяжелый, но молодые должны его смотреть.

    Естественно, мне нужно было "пробить" на этот фильм госбюджет. И здесь меня поддержали и парламентарии, и все руководство Союзного государства. Хотя не без проблем. Сценарий пришлось переписывать много раз, в том числе и потому, что у всех было свое воззрение на то, как должна быть сделана картина. Например, ветеранские организации Белоруссии писали письма, что им не нравится сценарий, потому что в нем советские солдаты сдаются в плен. Не могли они, по мнению ветеранов, так поступить.

    РГ: Ветераны в отечественном кино привыкли к другому.

    Угольников: Да. Однако же так оно и было в истории защиты Брестской крепости - многие тут же сдались. Именно поэтому надо было оставить в сценарии этот момент - чтобы ярче был виден героизм тех, кто остался до конца.

    Белорусская сторона настаивала на том, чтобы в соавторах сценария был их земляк, и мы пригласили Алексея Ануфриевича Дударева. Потом "бодались" за будущие права на фильм.

    При этом - парадокс. Деньги на фильм выделены из союзного бюджета. И именно то, что это прежде всего проект Союзного государства, а не российско-белорусский, не хотели понимать ни в Министерстве культуры Белоруссии, ни на "Беларусьфильме". Весь этот круг вопросов мы "утрясали" в течение года. Должны мы были снимать в 2008 году, но не успели.

    Мы все снимали в Бресте. Там были выстроены уникальные декорации. Что очень важно и сразу чувствуется, в картине снимались местные жители - брестчане. У них другие глаза и понимание того, в чем они участвуют. Можете себе представить в массовых сценах московские лица?

    Если говорить о достоинствах фильма, то, помимо того, что нам удалось создать фильм с документальной точностью, это еще и то, что удалось собрать уникальную команду профессионалов. И эти люди - своим отношением, терпением, профессионализмом, проникновением в тему войны - сделали чудо!

    РГ: Говорят, что на показе фильма в Брестской крепости, который прошел летом этого года, ночью, было очень холодно, но при этом люди не уходили и досматривали до конца.

    Угольников: Наша задача была показать фильм первый раз, даже в не прокатном варианте, 22 июня. Мы не успевали, не хватало денег на постпродакшн. Я обратился к Совету Министров с просьбой о возможности найти дополнительные деньги, чтобы погасить задолженность перед "Беларусьфильмом" - около 13 миллионов российских рублей. И нам нужно было 15 миллионов российских рублей для того, чтобы закончить картину к сроку. Сделать качественную компьютерную графику, доделать звук и так далее. И 16 марта Владимир Владимирович Путин перенес заседание Совмина, включающего в себя этот вопрос, в Брест, и там вопрос был решен прямо на месте. "Я немедленно подпишу эти документы, но необходимо, чтобы картину закончили к 22 июня", - сказал он, что и было сделано.

    Первый раз мы показали фильм в половине второго ночи, в самой Брестской крепости. Там был установлен огромный экран, мы пригласили брестчан, ветеранов… Приехали все актеры, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник…

    Как сказал артист Андрей Мерзликин, исполнитель роли Андрея Кижеватова: "Вот это было для меня ЗD. Во-первых, сам фильм, во-вторых, мы смотрим его ночью 22 июня, и в-третьих - именно здесь, в Бресте". А вечером того же дня мы перелетели в Москву и показывали картину в рамках Московского международного кинофестиваля.

    РГ: В год 65-летия Победы фильм "Брестская крепость" в прокат выходит только в ноябре. Почему? Понятно, что лето - время мертвое для проката. Но все же, почему не раньше?

    Угольников: Вы сами ответили на вопрос: прокатывать картину, особенно адресованную молодежи, летом бессмысленно. Да и прокат необходимо было подготовить. И мы специально выпускаем ее в День народного единства.

    РГ: Почему вы остановили свой выбор именно на таком режиссере, как Александр Котт?

    Угольников: У меня был выбор из нескольких режиссеров-постановщиков. Я остановился на Саше, во-первых, в связи с его желанием и мечтой снять фильм о Брестской крепости, сравнимыми с моими. Во-вторых, он меня потряс своим отношением к работе. Он сделал то, что сейчас не делает ни один режиссер, - подробную раскадровку картины. И очень плотно работал со сценарием.

    Я поверил в Котта почти сразу. И, понимая ситуацию, сразу же спросил: "Ты готов снимать продюсерское кино? У тебя за спиной будет стоять продюсер, который будет следить не только за кино, но и за каждой мелочью". Он ответил, что готов. Я пообещал, что на съемках буду очень аккуратен и давить не буду…

    РГ: То есть можно сказать, что "Брестская крепость" - это продюсерское кино?

    Угольников: Да. Что касается периода постпродакшна - того, как мы с Сашей монтировали, озвучивали, - это уже отдельный вопрос, и тут уже было очень много споров, как правильно сделать. Я прислушивался к его мнению, как и к мнению оператора-постановщика, который тоже очень много предлагал. Но принимал окончательное решение сам.

    РГ: Я слышала от профессионалов такое мнение, что можно перейти из серьезных актеров в несерьезные, и почти невозможен обратный процесс…

    Угольников: Это по поводу Павла Деревянко?

    РГ: Да. Но этот вопрос касается и вас тоже. Тогда начнем с Деревянко. Павел мне в фильме в роли комиссара Фомина очень понравился. И я понимаю, что актер есть актер: сегодня он играет такую роль, завтра - другую. Но со мной согласны не все. И есть те, кто считает, что после предыдущих, легкомысленных работ в кино, Павел не мог играть героя, защитника Брестской крепости.

    Угольников: У меня, как у продюсера, безусловно, были сомнения, касающиеся того, как будет реагировать зритель на Пашу. Но вы опять сами ответили на мой вопрос. Я сам актер, и сегодня я играю одно, а завтра - другое. И почему я должен тогда в жизни соответствовать образу героя, которого сыграл? Сегодня я играю негодяя, а завтра - героя, и это нормально для профессии. Иначе тогда у нас будут актеры положительные, отрицательные, актеры - верные друзья, сволочи и так далее. То есть мы будем прикреплять к ним на всю жизнь ярлыки.

    РГ: Опять же ветераны привыкли, что Штирлиц - это Штирлиц. И такой артист, как Вячеслав Тихонов, не мог бы сыграть на протяжении всей своей жизни роль отрицательного персонажа.

    Угольников: Это, к сожалению, беда любимейшего нашего актера Тихонова, который не смог или не хотел - ему виднее - воплотить все свои актерские возможности. И этому мешал, конечно, шлейф непонимания зрителем.

    Но, во-первых, Паша Деревянко очень хорошо сыграл. Во-вторых, он трижды пробовался на эту роль, убеждая нас в том, что достоин и может ее исполнить. В-третьих, что немаловажно, мы же искали актеров похожих хотя бы по типу лица, по возрасту на своих героев. И Паша очень похож на комиссара Фомина. Поэтому я не считаю ваш вопрос - это проблема не для фильма, а для тех людей, которые пытаются выискивать в хорошем что-то плохое. Таких предостаточно. Но ориентироваться на их мнение не стоит.

    РГ: А что касается вас? Вы для многих доктор Угол, герой передачи "Оба-на", человек, которого видят по телевизору в танцевально-ледовом шоу Первого канала, и вдруг - такой серьезный проект.

    Угольников: Для меня показательно вот что: когда мы начинали работать над фильмом, и появилась информация об этом, один из блогеров написал: мол, как это такую великую тему доверяют снимать какому-то шоумену, который являет собой образ малосерьезного человека? Потом этот же блогер, посмотрев фильм, написал и мне, и в своем блоге: "Игорь Станиславович, я беру свои слова обратно".

    РГ: "Брестскую крепость" и "Утомленные солнцем-2" прокатывает одна компания - "Централ Партнершип" - ЦПШ. И в этих двух фильмах невольно будут искать параллели. Тем более что в обеих картинах используется один и тот же ход: показать войну, как она есть, без прикрас. Появляются персонажи, которых не успевают полюбить зрители, как тут же они погибают…

    Угольников: Я бы не хотел сравнивать наши фильмы. Это дело некорректное. Никиту Михалкова считаю своим учителем и очень уважительно к нему отношусь, но это разные фильмы о войне. И по форме, и по сюжету, и по направленности. Почему-то, когда в один год выходила киноэпопея "Освобождение" и "Они сражались за Родину", эти фильмы никто не сравнивал.

    Да, и ту, и другую картину прокатывает ЦПШ. Но, если вы сравните рекламные кампании фильма "Утомленные солнцем-2", и фильма "Брестская крепость", то почувствуете разницу. Мне пришлось убеждать ЦПШ заниматься производством картины с упорством, достойным лучшего применения. Опасалась компания делать этот фильм, потому что это работа с государственными деньгами. Причем денег мало: бюджет около 8,5 миллиона долларов. Для такой картины он считается минимальным, и, когда я начал считать и обращался к другим компаниям, разговор начинался от 20 миллионов долларов. А у меня только восемь, да и то "растянутых" на два года - так получилось. Фильм несколько раз останавливался. Я потратил три года своей жизни, чтобы его сделать, и не жалею об этом!

    О чем фильм

    Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Много лет спустя ветеран Великой Отечественной войны Александр Акимов возвращается в своих воспоминаниях в то время, когда он, пятнадцатилетний подросток, влюбленный в девушку Аню, оказался в самом центре кровавых событий войны. Три главных очага сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин) связаны одной линией - историей Сашки Акимова (Алеша Копашов). Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов "УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ…"

    Поделиться