В регионе с четырех до 20 процентов увеличилось число жителей, которые не планируют пользоваться услугами страховых компаний. Почему так происходит, выясняли корреспонденты "РГ".
Новая концепция
В Приамурье модернизируют систему страхования. В 2010 году правительство области утвердило концепцию изменений в этой сфере деятельности, что должно создать благоприятные условия для развития рынка современных страховых услуг.
В июле 2007 года из-за сбросов из водохранилища Зейской ГЭС, переполненного после продолжительных ливней, были подтоплены жилые дома в городе Зея, а также в пяти селах района. Спасатели эвакуировали почти 500 человек, около 80 семей лишились жилья. В результате наводнения были повреждены дороги, мосты, теплотрассы, водовод. Только через месяц вода ушла из подтопленных домов. Ущерб составил 630 миллионов рублей. Пострадавшим семьям правительство области выделило более пяти тысяч квадратных метров жилья, для чего федеральный бюджет предоставил почти 109 миллионов рублей. Как выяснилось, имущество ни одной из пострадавших семей не было застраховано.
Главная причина того, что амурчане предпочитают не прибегать к страховым услугам - их высокая стоимость, а также недоверие к компаниям, их оказывающим. Удельный вес добровольного страхования в Приамурье сегодня составляет чуть более 16 процентов.
Разработчики концепции поясняют, что теперь в области будут привлекать средства страховых компаний для финансирования мероприятий, снижающих вероятность наступления страховых событий на предприятиях области, начнется инвестирование средств компаний в векселя, акции и доли в уставных капиталах предприятий - объектов инвестиций. Также планируют привлекать средства страховщиков в ценные бумаги Амурской области.
По данным инспекции страхового надзора по ДФО, на страховом рынке Амурской области сегодня работают 33 компании, из них две местные и 31 филиал - организации других регионов. Премии по добровольным видам страхования составляют девять процентов. В 2010 году из добровольных видов страхования по-прежнему развивается имущественное - 3,7 процента собранных премий, и личное страхование - 4,6 процента.
Бюджет на подстраховке
В Якутии почти ежегодно во время ледохода несколько населенных пунктов оказываются под водой. И всегда львиная доля затрат на восстановление разрушенного ложится на республиканский бюджет. В 2008 году на эти цели ушло около миллиарда рублей, в нынешнем - более миллиарда. Затраты государства могли бы быть меньше, если бы люди страховали свои дома, скарб и сельскохозяйственную живность. Но культура страхования имущества от стихийных бедствий в республике пока очень низка.
Отчасти это связано с тем, что от паводка, как правило, страдают небогатые сельские жители, которым нечем оплачивать страховку. Другую, довольно распространенную точку зрения на этот счет выразил один из депутатов Государственного собрания Якутии во время обсуждения финансовых последствий наводнения: люди попросту привыкли к тому, что государство не оставит их в беде, причем помощь от него будет весомее, нежели выплаты страховой компании.
И это действительно так. Минувшей весной от паводка в разной степени пострадали 2439 домашних хозяйств. За счет бюджетных средств восстанавливали жилые дома, выделяли жилищные сертификаты, закупали строительные материалы, приобретали имущество в замен утраченного. В то же время в крупную страховую компанию от населения поступили лишь 65 заявлений.
Беспечность людей, их надежда на авось порой приобретают гротескный характер. Минувшей весной, когда стало ясно, что ряд сел в Намском улусе в ближайшие часы окажется под водой, некоторые жители отказались отгонять незастрахованный скот в безопасные места. И даже писали расписки о том, что оставляют коров на подворьях под свою личную ответственность. Но затем, когда эти коровы замерзли в ледяной воде, про "личную ответственность" уже никто не вспоминал - около 1200 голов принадлежавшего населению погибшего скота было заменено за бюджетный счет.
Государство нам поможет
Как свидетельствует статистика, объемы страхования имущественных рисков в Хабаровском крае с каждым годом растут на семь - десять процентов. Однако такие оптимистичные цифры не могут ввести в заблуждение экономистов.
- Во-первых, выросли цены на товары и услуги, что находит отражение в страховой стоимости имущества, соответственно, возрастает и стоимость полиса, - говорит главный специалист отдела финансовой инфраструктуры управления сводного анализа и прогнозирования минэкономразвития и внешних связей края Марина Правая. - Во-вторых, люди чаще стали пользоваться кредитами (авто, ипотечными), а они требуют в качестве гарантии наличия страхового сопровождения.
Но чаще всего у людей, особенно в депрессивных районах, просто не хватает денег на то, чтобы оплатить страховку. Компании, зарегистрированные на территории края, в 2009 году собрали 23,62 миллиона рублей премий по договорам страхования имущества граждан- это на 13,4 процента ниже уровня 2008 года и всего полпроцента от общей суммы взносов.
Кроме того, мотивация страхования имущества может отсутствовать из-за того, что решение проблемы по восстановлению ущерба, причиненного в результате пожара, взрыва бытового газа, наводнения, берет на себя государство. В 2009 году в городе Амурске после взрыва газа в жилом доме на ликвидацию последствий краевой бюджет выделил свыше десяти миллионов рублей. Хотя все чаще можно услышать мнение специалистов, что государство не должно в полной мере нести ответственность в случае крупных технологических аварий и стихийных бедствий. Страхование на случай гибели имущества в результате стихийных бедствий входит в типовой пакет рисков по страхованию имущества физических лиц. Но при этом событие должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. То есть, если в результате паводков дом аккуратно подтапливается на протяжении нескольких лет, страховщики, скорее всего, введут временное ограничение на проведение операций в этом районе. Или тарифная составляющая стоимости договора окажется столь высокой, что страхователь вмиг передумает таковым становиться.