Дагестан может стать крупнейшим российским центром по перевалке нефти на Каспии

В махачкалинский порт пришел танкер с первой нефтью, добытой на Корчагинском месторождении в Каспийском море.

Из столицы РД нефть по трубопроводам пойдет в Новороссийск, и дальше, в Европу. В перспективе через Дагестан будет переваливаться до двух с половиной миллионов тонн нефти в год.

Месторождение имени Корчагина, расположенное в 180 километрах от Астрахани и двухстах километрах от Махачкалы, было открыто десять лет назад, первую нефть на нем добыли в апреле 2010 года. Его извлекаемые запасы оцениваются почти в 30 миллионов тонн нефти и три миллиарда кубометров природного газа.

Специалисты отмечают очень высокое качество нефти - ее практически не нужно очищать от примесей. Но добыть - одно дело, вопрос транспортировки до потребителей является не менее важной составляющей процесса.

Перед одной из крупнейших российских нефтяных компаний, осуществляющей разработку каспийского шельфа, было на выбор два варианта - доставлять нефть паромами в порты Астрахани или Махачкалы.

Предпочтение отдали дагестанскому порту. Тому две главные причины. Одна из них - из-за специфики астраханского порта, в него могут заходить танкеры грузоподъемностью не более пяти тысяч тонн. Махачкалинский морской порт может беспрепятственно принимать и "десятитысячники". Другой, очень важный довод - порт Махачкалы является единственным незамерзающим российским портом на Каспии. Кроме этого, общая длина трубопроводов, по которым нефть будет перекачиваться из Махачкалы в Новороссийск, короче, чем аналогичный путь из Астрахани.

Пока танкеры с нефтью будут приходить в Махачкалу один раз в десять дней. Планируется, что в первый год через столицу Дагестана пройдет перевалка ста тысяч тонн нефти, а в перспективе махачкалинский порт станет обрабатывать две с половиной миллион тонн "черного золота" в год.

Все возможности для этого у республики есть. Уже готовы хранилища, рассчитанные на 500 тысяч тонн нефти, а существующая инфраструктура позволяет перекачивать до пяти миллионов тонн нефти ежегодно.

 

Что даст Дагестану статус крупного перевалочного пункта? Как считают специалисты, реализация проекта по транспортировке каспийской нефти оживит дагестанскую экономику.

- Во-первых, за перевалку мы получим деньги. Это, по приблизительным расчетам, сотни миллионов рублей ежегодно. Кроме этого, обновится существующая инфраструктура, создадутся новые рабочие места, возрастут налоговые отчисления, - отметил вице-премьер правительства РД Ризван Газимагомедов.

Как отметили представители правительства РД, российская компания, поставляющая нефть с месторождения, рассматривает вопрос строительства в Дагестане крупного нефтеперерабатывающего завода. Если этот проект будет осуществлен, тогда реализация готовых нефтепродуктов позволит обеспечить приток в бюджет республики более миллиарда рублей.

Продолжается разведка нефти и на дагестанском шельфе Каспийского моря. Перспективное месторождение обнаружено недалеко от Дербента. Здесь уже строится платформа для бурения.

Но реализация масштабных проектов по перевалке каспийской нефти и добыче собственного сырья вызвало беспокойство у экологов. Они боятся, что загрязнение акватории Каспия нанесет непоправимый ущерб морю. Есть опасения и у местных туроператоров, специализирующихся на привлечении туристов на местные пляжи. В качестве примера называется соседний Азербайджан, где активная добыча каспийской нефти привела к загрязнению всей прибрежной части.

Однако, как заверили в правительстве РД, при добыче и транспортировке нефти будет применяться технология "нулевого сброса". Суть метода состоит в том, что отходы собираются в специальные закрытые контейнеры, которые вывозятся на берег и утилизируются. Более дорогостоящий путь - когда отходы закачиваются обратно в буровую скважину. Всего на реализацию в регионе экологической программы до 2014 года, компания, добывающая нефть, намерена потратить свыше 120 миллионов рублей.

Между тем

В Калмыкии объявлено о проведении аукциона на право пользования недрами Каспийского нефтяного месторождения с целью разведки и добычи углеводородного сырья. Извлекаемые запасы нефти на этом участке оцениваются почти в пять миллионов тонн.

Существующая в республике инфраструктура позволяет перекачивать до пяти миллионов тонн нефти ежегодно