03.11.2010 00:05
    Поделиться

    Пермский "Театр-Театр" изучил сновидения провинциального города

    В спектакле по рассказу Достоевского "Дядюшкин сон" сюжет - лишь повод поговорить о роли снов в жизни общества.

    У спектакля "Дядюшкин сон" несколько авторов: Эдуард Бояков написал инсценировку, а Филипп Григорьян выступил сорежиссером постановщика Бориса Мильграма. От этой команды создателей нечего ждать изображения города Мордасова по Достоевскому: никаких кринолинов, изысканных чайных сервизов. Вместо них - дамы, гротескно наряженные в "светских львиц" и "светских куриц", походные металлические кружки посреди ржавых труб, кранов и ржавой колбы с князем внутри. Выморочный город стоит на горохе, и только дорожный знак напоминает, что это Мордасов. Занятный провинциальный анекдот о богатом дряхлом князе, которого хотят женить обманом, превращается в мрачную аллегорию сегодняшней жизни.

    Если у Достоевского миру Марьи Александровны, "первой дамы в Мордасове" - миру лжи, сплетен и корысти - до поры противостояла ее дочь Зина, которой не чужды понятия чести, искренности и любви без расчета, то режиссеры Борис Мильграм и Филипп Григорьян предлагают историю, в которой все с самого начала - сон. В нем стерты границы между добром и злом, честью и подлостью, ложью и искренностью. Здесь дядюшка - дряхлый князь, плавающий в пузырящемся нутре ржавого цилиндра с кислородной маской. И дядюшка - сон, и Марья Александровна, и Зина - тоже сон. Она, конечно, говорит свои гордые слова, но так, будто читает их с закадрового экрана.

    Единственная вспышка человеческих чувств, сразу отодвинувшая гротескных, выморочных персонажей на задний план - это встреча Зины и учителя, ее умирающего возлюбленного. На время этой короткой встречи они вдруг становятся людьми, они честны друг перед другом, они любят, каются и прощают - пронзительно живые на фоне мордасовского морока-сна, словно проснувшиеся. Впрочем, после своей смерти учитель остается в компании мордасовцев, чтобы стать частью Зининого прошлого, ее сна, который после ее замужества, после компромисса с совестью, станет еще ужаснее.

    Федор Михайлович для авторов спектакля - лишь повод поговорить со зрителем на злободневную тему: что в нашей жизни - настоящее? Есть ли в ней место искренности, любви, бескорыстию, не стали ли эти простые человеческие чувства короткой и внезапной вспышкой посреди тотального сна ума и совести? Мрачный вывод, к которому приходят авторы нового "Дядюшкина сна", - таким и будет мир, если мы не проснемся.

    Поделиться