03.11.2010 19:42
    Поделиться

    Земляки Виктора Черномырдина вспоминают, каким он был

    В оренбургском селе Черный Отрог в день кончины Виктора Степановича с самого утра приспустили государственные флаги. А в храме Иоанна Богослова прошли молебны за упокой души раба Божьего Виктора.

    В 1992 году Виктор Степанович откликнулся на просьбу односельчан и помог построить им настоящий храм взамен старой деревянной церковки. И лично контролировал стройку до самого освящения. А на освящение пригласил святейшего патриарха Всея Руси Алексия II.

    - Хотя приход прекратил существование еще до рождения Виктора Степановича, и в церковь в детстве он не ходил, но у него в роду было много верующих, - рассказывает настоятель прихода Иоанна Богослова отец Геннадий (Корниенко). - Видимо, от бабушек, от дедушек уважение к вере передалось и ему. Во каждый свой приезд он приходил в наш храм, молился, свечи ставил.

    И никогда не забывал поклониться могилам своих родителей на сельском погосте за деревянным штакетником. Даже если приезжал с вполне официальным визитом в сопровождении министров, губернаторов и свиты журналистов. "Подождите здесь", - просила охрана. И за оградку Черномырдин уходил один или с немногочисленной родней.

    Село, может быть, потому и живет, что он был на свете. Здесь практически все напоминает о его добрых делах: асфальтированные дороги, школа, больница, стадион, спортивный зал и, конечно, газ в каждом доме. Парадокс: но 20 лет назад самая газовая область в России могла обеспечить этим топливом далеко не всех своих жителей. Сейчас Оренбуржье по газификации - лидер в стране. И в Черный Отрог, конечно, газ пришел благодаря программе "Газпрома", благодаря тому, что соратники Виктора Степановича помнили его строгое: "Люди живут на газе. Так дайте им газ в дома!"

    Последний раз Виктор Черномырдин приезжал в родное село две недели назад. "Прощаться, видать...", - со вздохом говорят земляки.

    - Он дня четыре пробыл, - рассказал глава администрации Черноотрожского сельского Совета Зуфар Габзалилов. - Смотрел те объекты, которые у нас строятся с его участием. Буквально на днях мы запускали молочный комплекс. Виктор Степанович посмотрел посадки фруктового сада, ограждение кладбища…

    - Не прервутся  все эти дела без него?

    - Знаете, к нам в Черный Отрог пришел его старший сын Виталий Викторович. И то сельскохозяйственное производство, которое у нас организовано, мы уверены, продолжится. Потому что Виталий Викторович, как и его отец, очень чутко относится к вопросам благоустройства, социальной сферы. А самое главное - Виктор Степанович привил ему любовь к земле своих предков и для нас он был учителем, примером, как надо относиться к родному селу. Он же каждого земляка в лицо знает! Знал…

    Люди весь день приходили в администрацию села, выражали соболезнования и просили Зуфара Габзалилова передать их родным и близким Виктора Степановича. Сделает это делегация Черного Отрога, которая собирается в Москву, где 5 ноября состоится прощание с Виктором Черномырдиным.

    - Земляки  высказали пожелание, чтобы имя Виктора Степановича было увековечено в нашем селе, - говорит Зуфар Габзалилов. - Уже есть предложение назвать его именем улицу и школу. На ближайшем заседании Совета мы эти предложения будем рассматривать.

    Траур объявили и на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, первым директором которого был Виктор Черномырдин. На заводской проходной - некролог: "Ушел из жизни выдающийся государственный и общественный деятель, наш земляк…". Но для оренбургских газовиков тот человек, о котором сказаны эти, безусловно, правильные слова, останется навсегда "нашим Степанычем". Он строил этот завод, начав с должности заместителя главного инженера и став главным газовиком страны.

    - В 1975 году  после окончания вуза и службы  в армии я приехал на завод, пришел к Виктору Степановичу, - вспоминает нынешний директор газзавода Анатолий Трынов. - Он посмотрел мои документы, и оказалось, что мы с ним окончили один и тот же Куйбышевский политехнический институт. С 1975 года и до последнего времени мы с ним постоянно встречались. Каждый раз, когда он приезжал в Оренбург, обязательно посещал завод, приходил ко мне. И мы сидели в кабинете директора - его кабинете, в котором я сейчас работаю. Газоперерабатывающий завод был, наверное, первой его большой работой на посту руководителя и остался его большой любовью. Говорили мы о производстве, но больше, конечно, о людях. Помню, в 2004 году было 30-летие завода, и Виктор Степанович выступал со сцены нашего Дворца культуры "Газовик". И он помнил имена и фамилии старших операторов, начальников установок. Я смотрел на реакцию зала: люди просто поражались. Как человек, который за эти годы прошел большие посты, руководил правительством страны, не забыл имена операторов, которые были первыми на пуске технологических объектов и установок.

    И люди его  тоже помнят. Хотят помнить и помнить человека, выросшего в беленом домике из самана - глины с соломой. Нет уже того домика, но землю бывшего подворья Черномырдиных никто не занимает. Оно обозначено плетнем, а за ним растут подсолнухи. Есть у земляков мечта - воссоздать этот дом и сделать здесь музей Виктора Степановича.

    Поделиться