03.11.2010 00:45
    Поделиться

    Екатеринбургские банки не хотят платить высокие проценты по вкладам, открытым в кризис

    В редакцию "Российской газеты" обратился пенсионер Анатолий Евгеньевич Андрейчук и попросил разобраться в конфликте, который возник у него с одним из екатеринбургских банков.

    В марте прошлого года Андрейчук открыл в банке вклад на 1001 день под довольно высокие проценты. Однако, когда в апреле уже нынешнего года Анатолий Евгеньевич в очередной раз отправился в банковский офис положить часть пенсии на счет, ему сообщили, что в силу вступило новое внутреннее распоряжение и теперь за каждое пополнение вклада он должен будет заплатить семь процентов от суммы платежа.

    - Я просмотрел еще раз договор и не нашел положения, по которому с меня за пополнение счета должны были бы снимать деньги, - рассказывает пенсионер. - Сейчас и этот банк, и другие дают по вкладам не больше 10 процентов годовых. Я понимаю, что 16 процентов платить невыгодно, вот банк и ищет какие-то лазейки, чтобы люди больше не пополняли тот вклад.

    Однако в договоре все-таки есть пункт, в котором обозначено, что "банк вправе в одностороннем порядке изменять тарифы за проведение операций по лицевому счету вклада. Информация об изменении тарифов доводится банком до вкладчиков путем размещения на стендах в местах обслуживания клиентов и в сети Интернет". Именно этим-то положением и аргументировал банк свою позицию, отвечая на недоумение Андрейчука.

    Интересно, что тарифный справочник банка, в котором положение о семипроцентной комиссии и было опубликовано, регламентирует и порядок ее списания. Комиссия снимается через три дня после очередного пополнения счета. Если клиент не хочет терять свои деньги, то за это время он может либо забрать их назад (причем в случае, если он пополнял счет наличными, то ему придется все равно заплатить комиссионный сбор), либо открыть еще один вклад, только уже на сегодняшних условиях, под более низкие проценты.

    - Мы считаем, что банк вправе устанавливать комиссии любые, какие посчитает нужными, при условии соблюдения тех норм, которые прописаны в договоре с клиентами. Моя позиция такая: читайте то, что подписываете, - говорит заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

    Однако управление Роспотребнадзора не посчитало правомерным такое поведение банка. В ответ на обращение пяти вкладчиков было возбуждено дело об административном правонарушении. По результатам расследования банк обязали выплатить штраф в 10 тысяч рублей. Суд нашел, что договор противоречит сразу нескольким законам. Во-первых, банком не выполнены требования о доведении до потребителей необходимой информации об услугах - ссылок на стенды объявлений в офисах и на Интернет для этого недостаточно. Во-вторых, пункт договора, который цитирует банк, говоря о правомерности списывания комиссии, суд посчитал ущемляющим права потребителя.

    Существует и еще один любопытный прецедент. Как сообщает Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, 23 июля 2010 года мировой суд рассмотрел гражданское дело по иску клиента этого же банка о защите прав потребителя и о взыскании суммы неосновательного обогащения. История вкладчика очень похожа на ту, что рассказал нам Анатолий Евгеньевич: в марте он открыл в банке депозит и положил на него 6 211 785 рублей 58 копеек. А уже в апреле, когда пришел пополнить вклад, с удивлением обнаружил, что банк удержал с его счета комиссию - 38 029 рублей 48 копеек - те самые семь процентов. Суд пришел к выводу, что банк не имел права взимать комиссию со вкладчика. Поэтому банк обязали вернуть списанные деньги вкладчику, а кроме того, заплатить в федеральный бюджет гос­пошлину в размере 1 340 рублей и 19 014 рублей 74 копейки в бюджет Екатеринбурга.

    Любопытно, что специалисты объясняют такое поведение банка тем, что изначально была неверно продумана концепция вклада. Другие кредитные организации в свое время тоже открывали вклады под высокие проценты, но весь срок действия договора был разбит на несколько периодов, и ставка процента в каждом из них постепенно снижалась, а у этого во втором и последующих 100-дневных периодах она оставалась постоянной. Вот и получилось, что банку пришлось вводить комиссию, чтобы не остаться внакладе. Так из-за недальновидности собственных аналитиков банк испортил отношения с некоторыми вкладчиками.

    Компетентно

    Игорь Зарубин, адвокат, член ассоциации юристов России:

    - Действия банка являются незаконными: противоречат ст. 310, 450, 834 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы, закрепленные в этих статьях, обязывают банк возвратить сумму вклада и выплатить проценты на условиях, предусмотренных договором, запрещают отказ от выполнения обязательств и изменение положений договора в одностороннем порядке. Даже подписанный клиентом договор, положения которого нарушают закон, не имеет юридической силы. Уже существуют решения судебных органов (как судов общей юрисдикции, так и арбитражного суда), которые подтверждают незаконность описанных действий банка.

    В целях предупреждения подобных нарушений следует обращаться в банк с письменным заявлением, потребовав соблюдения условий договора. В случае же, если взимание комиссии уже имело место, нужно подать иск в суд. В любом случае полезна будет поддержка квалифицированного юриста.

    На заметку

     Внимательно изучайте договор вклада. Если в тексте есть ссылки на дополнительные приложения, попросите и их, чтобы подробно ознакомиться до заключения сделки. По всем непонятным пунктам договора обращайтесь за разъяснениями к представителю банка.

     В спорной ситуации вы можете обратиться в банк, заполнив заявление. Если проблема не решится, подавайте иск в мировой суд по месту нахождения ответчика, по месту жительства или по месту заключения договора. Также в суд может быть подано заявление о привлечении специалиста Роспотребнадзора для дачи заключения по делу. Гос­пошлина в делах о защите прав потребителя с истца не взимается.

    В спорной ситуации вам окажут помощь специалисты консультационного отдела для потребителей при Центре гигиены и эпидемиологии Свердловской области.

    Предварительная запись по тел. (343) 374-14-55.

    Поделиться