03.11.2010 00:06
    Поделиться

    Пенсионный закон поступил на обсуждение французского Конституционного совета

    Жизнь во Франции постепенно входит в нормальную колею.

    На полную мощь запущены все 12 нефтеперерабатывающих заводов страны. 95 процентов заправочных станций радуют автомобилистов полным набором горючего. Заправляйся - не хочу.

    Резко по тормозам ударили и ведущие профцентры страны: последний из проведенных ими дней единых протестных действий, седьмой по счету, вывел на улицы в два с лишним раза меньше людей. Конечно, на этом сказались школьные каникулы, приуроченные к празднику - Дню всех святых. Но не в меньшей мере и усталость: ведь злополучный законопроект был одобрен в обеих палатах парламента, а это значит, что повернуть события вспять профсоюзам и поддерживающим их левым партиям не удастся.

    Правда, на 6 ноября намечен, судя по всему, последний тур манифестаций. Как здесь многие полагают, вряд ли профсоюзам удастся раздуть потухший костер французского бунта. Да, собственно, они теперь перед собой такой цели и не ставят, а готовятся к предстоящим, скорее всего в начале будущего года, переговорам с властями и предпринимателями по иным социальным темам.

    Так кто же одержал верх в этой ожесточенной схватке, как сейчас признают в Елисейском дворце, чуть было не поставившей страну на грань одного из опаснейших за историю Пятой республики кризиса?

    "Единственным победителем является наша система социального страхования",- заявил в этой связи Николя Саркози и добавил: "Как только закон будет подписан, пенсии французов получат полное финансовое обеспечение, и тогда национальная солидарность не будет пустым словом". Президент совсем не случайно сделал акцент на словосочетании "национальная солидарность". Ведь именно этот принцип лежит в основе существующей многие десятилетия пенсионной системы, в соответствии с которой работающие французы делают взносы в фонд, а из него уже платят пенсии нынешним пенсионерам.

    Надо признать, что до недавних времен она функционировала без сбоев, обеспечивая старшему поколению вполне приличный жизненный уровень. Если учесть, что средняя зарплата во Франции составляет примерно 1500-1600 евро в месяц, а с уходом на покой человек, отработавший положенное число лет, получает в пределах 65 - 70 процентов от нее, то средняя пенсия колеблется в пределах 1000- 1150 евро. Кстати, нижний предел пенсий по старости составляет сейчас 708 евро.

    Но вот в чем проблема: во Франции, как, собственно, и в других странах ЕС, наряду с увеличением продолжительности жизни, а значит, и пенсионеров, сокращается число активного населения. Ныне на одного пенсионера, по данным французских статистиков, приходится чуть больше двух работающих, в совсем не отдаленной перспективе число тех и других сравняется. Все это привело к тому, что нынешняя пенсионная система стала трещать по швам, а ее дефицит превысил 30 миллиардов евро. Николя Саркози столкнулся с дилеммой: увеличить налоги с населения, а он в начале своего президентства клятвенно пообещал этого не делать, или реформировать параметры формирования пенсий.

    Был избран второй, менее болезненный путь. Отметим, что на этот шаг Елисейский дворец также подтолкнула суровая экономическая реальность: из-за финансового кризиса дефицит бюджета Франции в этом году должен составить 8 процентов ВВП, то есть в два с лишним раза выше предельного уровня, установленного для стран зоны евро. В этих условиях Париж, как и европейские столицы, был вынужден пойти на меры жесткой экономии, что неминуемо коснулось и пенсий.

    Итак, отшумели бури, и одобренный обеими палатами парламента документ в эти дни передается в Конституционный совет, на чем настояли представители оппозиционной Социалистической партии. Согласно этому тексту, а речь идет о более 90 страницах поправок и дополнений к трудовому кодексу и кодексу социального страхования, пенсионный возраст в стране будет увеличен к 2018 году с 60 до 62 лет. Он будет расти постепенно, по четыре месяца в год. Эта мера коснется трудящихся, родившихся в 1951 году и позже. Увеличивается и стаж, необходимый для получения пенсии, - с нынешних 40 лет до 41 года и трех месяцев.

    Вместе с этим законом вводятся одинаковые выплаты в пенсионный фонд как в частном, так и в государственном секторах. Дело в том, что ранее госслужащие отчисляли в фонд 7,85 процента от зар платы, а "частники" - 10,55 процента. Этот разрыв будет ликвидирован за ближайшие 8-10 лет.

    Конечно, силовой метод, к которому прибегнул Николя Саркози, пришелся не по нраву большинству французов. Ведь они весьма чувствительны ко всем посягательствам на их социальные завоевания.

    Но деваться некуда. Нынешняя Франция совсем не та, что во времена "славного тридцатилетия", как здесь называют послевоенные годы динамичного развития экономики. Приходится реально смотреть на вещи и, как говорится, протягивать ножки по одежке.

    Поделиться