С 1 сентября 2011 года начальная школа переходит на новый федеральный стандарт. Если прежде родителей больше всего волновало, кого возьмут в первый класс, а кого - нет, то в этом году самый главный вопрос: как теперь будут учить их детей?
Напомним, новые стандарты, по сути, нацелены на то, чтобы учебное заведение работало как "школа полного дня" ("РГ" писала об этом в номерах от 15.10 и 19.10). Для этого в начальной школе предусмотрены 10 часов в неделю внеклассной работы. Что имеется в виду? Конечно же, не дополнительные уроки по предметам, а развивающие занятия. Какие? Выбирает сама школа, исходя из своих возможностей.
В московском центре образования N 1881, который как пилотная площадка уже перешел на новые стандарты, программы дополнительных занятий педагоги разработали сами.
- Ученикам мы предложили лего-конструирование, подвижные игры, ритмику, театральную студию, психологический курс "Учись владеть собой", - рассказывает директор центра образования Елена Спиридонова. - Самые любознательные могут выбрать проектную деятельность. К примеру, детям предлагается пойти на экскурсию вокруг школы и описать все растения, которые им встретятся. Или изучить всех обитателей Московского зоопарка. И детям это очень нравится!
Два внеклассных занятия - обязательные, остальные - по выбору. В среднем ученик проводит в школе три-четыре дополнительных часа в неделю. Но можно, конечно, оставаться и на все десять - никто не запрещает. Главное, что педагоги к этому готовы. За все дополнительные внеклассные часы они получают прибавку к окладу, как за обычные уроки. Так что средняя зарплата у учителей начальных классов увеличилась. Новые стандарты не предполагают лишнюю работу за те же деньги. Наоборот, они предусматривают возможность подработки у педагогов начальных классов, а для них, особенно в российских дотационных регионах, это один из самых больных вопросов. Ведь учительская ставка там 6-7 тысяч рублей.
Внеклассные занятия в центре образования начинаются с двух часов дня. С двенадцати до двух - перерыв. Кто-то из детей идет домой, кто-то - в продленку. Расписание учителя составили еще в августе и показали родителям, чтобы не было сложностей с музыкальной и спортивной школами.
О результатах эксперимента говорить пока рано, но, по мнению учителей, дети ходят на дополнительные занятия с удовольствием. Интересы педагогов тоже соблюдены. Проблемы возникли только с продленкой - пришлось менять ее расписание.
У хорошо оснащенных школ с современными зданиями, просторными спортивными и музыкальными залами сложностей при переходе на новый стандарт, видимо, не будет. А вот каково остальным? Как быть, к примеру, сельским школам, особенно малокомплектным, где все уроки проходят в одном помещении, а физкультура в любое время года - на улице?
Еще нюанс - перейдя на новый стандарт, обычные школы будут перетягивать детей из музыкальных и спортивных спецшкол. Последним, по меньшей мере, придется перекраивать расписание. А то и вовсе его пересматривать, чтобы не дублировать занятия. Кто выиграет в конкуренции - пока не ясно. Но во многих российских регионах местные управления образования и культуры уже запланировали совместные встречи, чтобы обсудить ситуацию и не ставить друг другу палки в колеса. К примеру, в Чувашии, где в школах искусств занимается почти 14 процентов детей, очень не хотели бы "ухудшать показатель", и в ближайшие дни в минкульте обсудят новый стандарт с точки зрения его влияния на искусство.