Треть предприятий малого бизнеса в России желают брать в аренду программное обеспечение и пользоваться им через Интернет. Согласно исследованию The Black Book of Outsourcing, в 2010 году инвестиции в технологии cloud computing (облачные технологии) по сравнению с прошлым годом выросли в пять раз. "Инфраструктура в облаке - услуга новая, но мы наблюдаем к ней активный интерес со стороны небольших компаний, - отмечает руководитель подразделения Parking.ru компании "Гарант-Парк-Интернет" Максим Захаренко. - И это закономерно, ведь у большинства бизнесов потребности в IT похожи, будь то ведение бухгалтерского учета или работа в автоматизированных системах управления взаимоотношениями с клиентами. Также все решают задачу обеспечения бесперебойной работы IT-инфраструктуры. И если в этих жизненно важных направлениях можно оптимизировать издержки, то почему бы этого не сделать?"
По словам замдиректора департамента системных решений компании IBS Петра Дубенскова, сейчас в России рынок облачных технологий находится на этапе становления. "Скорее всего, его ожидает судьба нашего рынка аутсорсинга - постепенное завоевание признания у клиентов", - уверен г-н Дубенсков. Сегодня наиболее сильными игроками в этой сфере выступают VMware, Amazon, Google и Microsoft.
"Облачные технологии дают небольшим организациям, в которых установлено до 100 компьютеров, возможность сократить расходы на собственную IT-инфраструктуру, получая за ежемесячную плату IТ-услуги уровня крупных предприятий, - рассказывает директор по технологической стратегии компании Microsoft в России Олег Сютин. - Схема работы с облаками проста: офисе стоят обычные ПК с установленными операционными системами и базовым набором приложений. Остальные программные продукты или необходимую инфраструктуру компания получает через Интернет в аренду. При этом арендуемые инфраструктура и ПО могут находиться в любом месте земного шара. Все необходимые ресурсы: оперативную память, процессор и прочее ему предоставит "облако". Причем клиент не будет самостоятельно подбирать конфигурацию. Все, с чем он будет иметь дело, - конечные результаты работы программы.
Инфраструктура, предоставляемая на "облаке" как услуга, попросту означает замену покупки дорогого "железа" на аренду эквивалентных ему мощностей. Сидя на компьютере пятилетней давности, можно получать ресурсы для использования самых свежих операционных систем и программ, которые компания устанавливает на виртуальных машинах по своему усмотрению. Конечно, будут у распространения облачных технологий и негативные последствия. Отследить, в каком месте сохранились данные после вычислений, в случае с "облаками" очень трудно - так же, как и обеспечить реальную защиту при передаче данных".
Таким образом, выгодой от использования "облака" становится возможность получения самых современных технологий без капитальных вложений. В традиционном подходе для того, чтобы использовать современную версию корпоративного портала, электронной почты или офисного пакета, необходимо единоразово приобрести определенное количество лицензий, а далее докупать и обновлять их по мере необходимости. При этом практически невозможно вернуть или сократить эти затраты в случае, например, кризиса или другого сокращения штата. Облачные же приложения приобретаются по подписке. То есть за возможность работы с электронной почтой, CRM-системой или корпоративным порталом компания ежемесячно платит некую сумму, зависящую от фактического потребления: например от количества сотрудников или от объема передаваемых данных. "При этом вы, во-первых, всегда используете самую современную версию приложений, а во-вторых, платите за них ровно столько, сколько вы в действительности потребляете, - подчеркивает г-н Дубенсков. - При расширении штата или при его уменьшении ваши затраты меняются пропорционально сегодняшним нуждам. Получая IT как услугу, компания априори пользуется лицензионным ПО, а значит, снижает свои риски. Еще один полезный аспект "облаков" - возможность управления затратами не только на лицензии, но и на обслуживание. Перенося приложения в облако, вы избавляетесь от необходимости дер жать в арендуемых помещениях собственные серверы, платить за потребляемое ими электричество, а также за обслуживание, обновление, ремонт и поддержку этого оборудования".
В результате, по данным Gartner, к 2012 году около 20% мировых компаний не будет иметь собственной IT-инфраструктуры: все заботы по ее обслуживанию возьмут на себя посредники. Конечно, необходимость поддержки пользователей облако не отменяет. Но с его использованием фирме не придется тратиться на непрофильный актив в виде собственной IT-инфраструктуры. По разным оценкам, облако может сэкономить до 85% совокупной стоимости владения софтом в течение трех лет.