Федеральный закон N 229-ФЗ вносит множество поправок в Налоговый кодекс РФ. Закон вступил в силу 2 сентября 2010 г., за исключением некоторых положений, которые вступают в силу 1 января 2011 года. В основном изменения касаются первой части Налогового кодекса.
Многие поправки нацелены на более активное внедрение электронного документооборота в процесс взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Стала возможной передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи различных документов - актов совместной сверки расчетов по налогам, сообщений об открытии или закрытии расчетных счетов и обособленных подразделений, инкассовых поручений на списание налогов со счета налогоплательщика, уведомлений и требований об уплате налога и других. Сообщения налогоплательщика в электронном виде должны быть заверены электронной цифровой подписью. Физическое лицо получило возможность встать на учет в налоговой инспекции (при наличии соответствующих оснований), направив заявление в электронном виде, а также получить само свидетельство о постановке на учет в электронной форме. Полномочия по разработке и утверждению форм, форматов (при предоставлении в электронном виде) и порядка заполнения документов возложены на ФНС России.
Внесены уточнения по вопросу предоставления налоговой декларации в электронном виде: декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи, иные средства передачи электронных данных НК РФ не предусматривает.
Со 2 сентября 2010 г. введена возможность обмена электронными счетами-фактурами (новая редакция п. 1 ст. 169 НК РФ). Для этого необходимо взаимное согласие сторон сделки и наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки электронных счетов-фактур. Документ подписывается электронной цифровой подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом.
Введены изменения в отношении порядка предоставления инвестиционного налогового кредита, а также поправки в отношении отсрочки и рассрочки уплаты обязательных платежей. Новой редакцией п. 6 ст. 61 НК РФ введена возможность предоставления отсрочки или рассрочки в отношении сумм пени и штрафа. Также прямо предусмотрено, что налоговые агенты не имеют права обращаться с заявлением для изменения сроков перечисления обязательных платежей, пеней, штрафов (п. 9 ст. 61 НК РФ). В новой редакции закреплено право налогоплательщика на предоставление в налоговый орган одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательного платежа заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита (новая редакция п. 3.1 ст. 61 НК РФ).
При этом отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит не получит налогоплательщик, который в течение трех предыдущих лет уже воспользовался данным правом и нарушил взятые на себя обязательства (пп. 4 п. 1 ст. 62 НК РФ). Отсрочка или рассрочка (за исключением случая задержки финансирования из бюджета или оплаты государственного или муниципального заказа) теперь предоставляется только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации или имущества физического лица, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении отсрочки (п. 5 ст. 64 НК РФ). Установлено, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, инвестиционного налогового кредита или об отказе в их предоставлении принимается в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления (ранее - в течение месяца) (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ).
Для организаций, проводящих научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, техническое перевооружение производства, размер инвестиционного налогового кредита увеличен с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного для этих целей оборудования (пп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ).
Если налогоплательщик, который получил отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, не выплатит необходимые проценты, то они будут взыскиваться в порядке, аналогичном порядку взыскания процентов, предусмотренному при излишнем возмещении НДС в соответствии со ст. 176.1 НК РФ (п. 10 ст. 68 НК РФ).
Внесено дополнение, согласно которому налоговые органы обязаны уведомлять налогоплательщика о принятом решении, об уточнении платежа в течение пяти дней после его принятия. (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Согласно изменениям в п. 4 ст. 46 НК РФ исключены положения о сроке направления в банк инкассового поручения (ранее было установлено, что налоговые органы обязаны направлять поручение в течение одного месяца).
Уточняется, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения года после срока исполнения требования об уплате налога, считается недействительным и исполнению не подлежит, и в этом случае налоговый орган в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Уточнены основания, по которым недоимка по налогам, а также задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию (п 1. ст. 59).
Изменены сроки исполнения требования об уплате налога с десяти до восьми календарных дней с момента его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ). Согласно поправкам налоговые органы могут сразу направлять требование по почте или передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (новая редакция п. 6 ст. 69 НК РФ). По ранее действовавшим нормам направление требования заказным письмом имело место, только если документ невозможно было вручить налогоплательщику лично под расписку, а электронная форма направления требования не была предусмотрена.
В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 75 НК РФ налогоплательщики освобождаются от начисления пени на недоимку, которую они не имели возможности погасить в результате того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке или наложения ареста на имущество налогоплательщика.
Существенным изменением со 2 сентября 2010 г. является возможность проведения выездной налоговой проверки за период, в отношении которого была представлена уточненная налоговая декларация, даже если этот период не входит в период, охватываемый проверкой (три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки), - п. 4 ст. 89 НК РФ.
Введение электронного документооборота в отношениях налоговых органов и налогоплательщиков затронули и вопросы проведения проверок. В соответствии с положениями ст. 93 в новой редакции в ходе проведения проверки требование о предоставлении документов и истребуемые документы могут передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
К акту налоговой проверки теперь должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, кроме документов, предоставленных самим налогоплательщиком. Если данные сведения составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну или персональные данные физических лиц, то они будут оформлены в виде заверенных налоговым органом выписок (п. 3.1 ст. 100 новой редакции НК РФ).
Новая редакция НК РФ предполагает, что помимо акта, материалов налоговой проверки, возражений проверяемого лица налоговые органы рассматривают и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства (п.1 ст.101). Внесены дополнения в п. 2 ст. 101, согласно которым до вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе ознакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Также предусмотрено, что если решение по результатам проверки вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и будет считаться полученным по истечении шести дней с даты направления (п. 9 ст. 101).
Установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях не в ходе налоговой проверки, акт об этом составляется в течение десяти рабочих дней с момента выявления нарушения (п. 1 статьи 101.4), а решение по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов выносится в срок, предусмотренный п. 6 ст. 101.4 НК РФ, - десять рабочих дней с момента истечения десятидневного срока после получения акта налогоплательщиком. Требование об уплате пеней и штрафа направляется налогоплательщику в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов (пункты 8 и 10 ст. 101.4 НК РФ).
Установлено, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября 2010 г., а также оформление их результатов осуществляются в порядке, предусмотренном прежней редакцией (п. 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговые органы могут принять обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика для обеспечения исполнения. При этом новая редакция п. 1 ст. 76 НК РФ не требует, чтобы налоговые органы выносили решение о взыскании налога в целях принятия таких мер. Копия решения о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть вручены налогоплательщику в течение пяти дней после дня их вынесения. В случае направления документов заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты отправки (новая редакция п. 13 ст. 101 НК РФ).
Изменения внесены также в п. 7 ст. 76 НК РФ, в соответствии с которым банк теперь обязан приостановить операции по счетам налогоплательщика, даже если после принятия решения о приостановлении операций по счетам изменились наименование налогоплательщика и (или) реквизиты его счета. Установлено, что банк обязан сообщить об остатке средств на счете налогоплательщика не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа (п. 9 ст. 76). Новая редакция п. 9.1 ст. 76 НК РФ устанавливает, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ.
В п. 9.2 ст. 76 НК РФ внесено дополнение, согласно которому за незаконную блокировку счета налогоплательщика будут начисляться проценты в его пользу за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций до дня получения им отменяющего решения. Размер процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерной блокировки. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2011 г. Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика об отмене ареста имущества в течение пяти рабочих дней после дня его принятия в соответствии с дополнением, внесенным в п. 13 ст. 77 НК РФ (ранее ограничения по срокам не были установлены).
Внесены изменения в отношении налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе уточнены составы некоторых налоговых правонарушений. Наблюдается тенденция к увеличению санкций по многим статьям. Вот примеры таких изменений:
нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ранее по таким нарушениям предусматривалась дифференциация по срокам, а нижняя граница была на уровне 5 тыс. руб.);
ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ранее предусматривалась дифференциация размера штрафа в зависимости от сроков);
непредставление в срок налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) - 5% от неуплаченной суммы налога на основании данной декларации за каждый полный или неполный месяц со дня предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ранее нижняя граница была установлена на уровне 100 руб.);
несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронном виде в предусмотренных Налоговым кодексом случаях (ст. 119.1 НК РФ) - 200 руб. (ранее подобный штраф не был предусмотрен);
грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода (ст. 120 НК РФ) - 10 тысяч рублей, в течение более чем одного налогового периода - 30 тысяч рублей; в случае если подобное нарушение повлекло занижение налоговой базы - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей (ранее - 5 тысяч рублей, 15 тысяч рублей и 10%, но не менее 15 тысяч рублей соответственно). Новая редакция НК РФ относит к грубым правонарушением также отсутствие регистров налогового учета;
неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) - 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ранее данная норма действовала только в отношении неперечисления налога);
несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ), влечет штраф в размере 30 тысяч рублей (ранее -10 тыс. руб.);
непредоставление налоговому органу в установленный срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ (раннее - 50 руб.), а отказ предоставить документы со сведениями о налогоплательщике, уклонение от их предоставления или предоставление заведомо недостоверных сведений (п. 2 ст. 126 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ранее - 5 тыс.);
дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей (ранее - 1 тысяча рублей);
неправомерное несообщение сведений налоговому органу (п.1 ст. 129.1 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей (ранее - 1 тысяча рублей), а при повторном нарушении в течение года (п. 2 ст. 129.1 НК РФ) - в размере 20 тысяч рублей (ранее - 5 тысяч рублей);
неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам при отсутствии задолженности (ст. 134 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей (ранее - 10 тысяч рублей);
непредоставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей (ранее - 10 тысяч рублей).
Установлено, что при принятии решения о приостановлении исполнения обжалованного акта (действия) об этом в течение 3 дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.