09.11.2010 00:50
    Поделиться

    В Кодекс этики судей могут быть внесены существенные изменения

    Судейское сообщество активно обсуждает идею введения новых видов наказания для людей в мантиях, чем-то запятнавших честь. Среди проектов - понижение судьи в должности и звании.

    Только вместо звездочек на отсутствующих погонах с людей в мантиях могут снять квалификационные классы. Такие идеи обсуждаются в рамках подготовки нового кодекса этики судей.

    Напомним, что действующему кодексу осталось недолго действовать. Планируется, что на ближайшем совете судей его изменят, причем радикально. Произойдет это в 2012 году. Времени на самом деле не так уж много - для юридического документа. Поэтому активная работа над проектом в самом разгаре.

    Как пояснили "РГ" в Высшем арбитражном суде, нынешний кодекс содержит в основном общие положения. Но большинство из нас и так примерно представляет, что такое хорошо и что такое плохо. Между тем важны именно детали. Сейчас, по словам судей, их кодекс не прописывает четких стандартов поведения в той или иной конкретной ситуации.

    - Возможно, поэтому судьи не всегда могут четко сориентироваться, где та черта, через которую переступать нельзя, и допускают ошибки, за которые потом несут ответственность, - сказал представитель Высшего арбитражного суда.

    - Ежегодно десятки судей досрочно лишаются полномочий, сотням выносятся предупреждения...

    Впрочем, иногда ясность в голове может появиться от хорошего наказания или просто страха перед ним. Уберечь людей в мантиях от сомнений и ошибок, возможно, поможет и новая шкала наказаний, если она будет принята. Сегодня закон о статусе судей предусматривает две меры - либо предупреждение, либо досрочное прекращение полномочий. По словам многих экспертов, этого слишком мало. Сейчас обсуждаются разные идеи, например, переводить судей в нижестоящий суд, скажем, из областного в районный. Еще один вариант, не отменяющий, а дополняющий первый: понижать квалификационные классы. Это, как гласят словари, звание, свидетельствующее о профессиональном уровне судьи, опыте работы на судейских должностях. Таких классов несколько: начиная от пятого до высшего. Впервые назначенным судьям обычно присваивается пятый квалификационный класс. Затем человеку в мантии надо прослужить некоторое время.

    Пребывание в пятом - втором квалификационных классах должно длиться соответственно от двух до пяти лет. По истечении этих сроков проводится квалификационная аттестация для присвоения очередного звания. Квалификационный класс судьи присваивается пожизненно. Работающему судье он дает право на прибавку к должностному окладу. Лишить класса можно лишь в наказание, когда полномочия судьи прекращаются по порочащим основаниям.

    Но порой бывают ситуации, когда наказать надо строго, и все же рубить с плеча вроде как чересчур. Возможно, в этом случае стоит не лишить судью всего - и мантии, и звания, - а для начала как-нибудь понизить его. Скажем, перевести из вышестоящего суда в нижестоящий. Или сбавить класс на одну-две ступеньки. Чем больше будет вариантов наказаний, тем проще квалификационным коллегиям подобрать справедливую кару для конкретного судьи.

    - Понижение класса могло бы эффективно работать и у нас в тех случаях, когда не установлено уголовно-правового факта принятия судьей заведомо неправосудного решения, - рассказывают в Высшем арбитражном суде. - Понижение квалификационного класса "крест" на судье не ставит и в то же время стимулирует к исправлению, воспитывает. А для кого-то будет достаточно товарищеского обсуждения на уровне регионального совета судей или в комиссии по этике.

    Как считают эксперты Высшего арбитража, просто поговорить с нарушившим что-то судьей тоже бывает важно. Может, он что-то не так понимал, может, просто заблуждался? Почему бы не обсудить просто по-человечески ситуацию и с судьей, и с тем, кто на него жалуется. Такие разговоры, как полагают эксперты, не должны закончиться постановкой вопроса о привлечении к ответственности. Необходимо дать судье какие-то рекомендации, что ему следует изменить в своей жизни или работе.

    - Это несколько иной уровень реагирования, когда ситуацию можно разрядить, что называется, мирным путем без применения санкций, - говорят представители Высшего арбитражного суда.

    Кстати, некоторые законодатели предлагают еще и ввести штрафы для судей - за какие-то ошибки в работе. Эксперты Высшего арбитража такую идею не поддерживают. Что же касается проекта кодекса, то он уже содержит 129 этических норм и предписаний, которым должен следовать судья. А недавно группа российских экспертов специально съездила в США, чтобы изучить местные нормы судейской жизни.

    Особый интерес вызвала проблема использования судьями и работниками судов различных социальных сетей, систем мгновенных сообщений, сайтов, блогов, личных вебсайтов и тому подобного. Действуют ли особые этичные нормы для судьи и в Интернете? Как оказалось, в США даже в Сети судья должен оставаться судьей и не забывать о чести.

    В Америке этические стандарты в Интернете идентичны правилам использования других средств коммуникации. Судье, попавшему в виртуальный мир, нельзя вести себя непристойно, комментировать дела, находящиеся на рассмотрении суда, участвовать в запрещенной политической деятельности и так далее. Конечно, в Сети порой возникает иллюзия, что тебя никто никогда не узнает и можно писать что угодно. Но что позволено рядовому пользователю, не позволено судье, даже если он зашел в Сеть как бы анонимно.

    прямая речь

    Татьяна Андреева,

    заместитель председателя Высшего арбитражного суда:

    - Обновления Кодекса судейской этики требуют и перемены, которые в последние годы произошли в законодательстве о судебной системе, о статусе судей, о борьбе с коррупцией. Кроме того, принимались решения Верховного суда РФ, Конституционного суда России, Европейского суда по правам человека, касающиеся профессиональных, этических норм. Надо учитывать и практику работы квалификационных коллегий, которые привлекают судей к дисциплинарной ответственности и дают свое толкование положениям Кодекса судейской этики.

    Речь идет о том, чтобы, сохранив основные подходы, тем не менее сформулировать новые положения, которые бы определяли стандарты поведения и предлагали варианты действий в конкретной ситуации. Например, как поступать, если поведение судьи может породить некий конфликт интересов. Наши коллеги на Западе в подобных случаях обращаются в этическую комиссию за консультацией. У нас это пока не принято. За время, которое я возглавляю комиссию по этике, было всего четыре обращения, причем от судей, пребывающих в отставке, которые интересовались: а не приведут ли те или иные их действия к прекращению полномочий, если кто-то посчитает эту деятельность несовместимой со статусом судьи? Наверное, возможность такого упреждения конфликтных ситуаций стоит прописать в новом кодексе, и чтобы комиссия по этике обязательно рассматривала обращения судей и давала на них ответ.

    Мне бы хотелось, чтобы к обсуждению кодекса подключились журналисты, адвокатское сообщество, правозащитные организации, потому что правила, по которым нам, судьям, предстоит работать и жить, они в той или иной мере затрагивают очень многих. Во время очередного заседания Совета судей России, которое состоится в конце ноября - начале декабря, проведем заседание рабочей группы и посмотрим, что у нас получилось, какие предложения заслуживают поддержки, обсуждения, учета.

    Материал подготовлен при содействии Экспертной сети "Госбук"

    Поделиться