Глава тюремного ведомства Александр Реймер проинспектировал сразу несколько казенных домов в Швейцарии, где условия содержания арестантов превосходят мировые стандарты.
За каждым осужденным здесь закреплены персональный психолог и социальный работник. Если к ним нет особых претензий, пару раз в месяц заключенные ночуют вне зоны. И практически у каждого есть ключи от собственной камеры.
Эти замечательные казенные дома расположены в кантоне Цюрих Швейцарии. Директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер приехал сюда во главе большой делегации перенимать местный опыт.
Руководителей нашего тюремного ведомства интересуют прежде всего местные центры для молодых преступников. Что-то подобное должно появиться и у нас, возможно, с меньшим комфортом, но с гуманными принципами.
В ходе тюремной реформы наши воспитательные колонии планируется переделать в воспитательные центры. Поэтому сейчас ведомство активно изучает международный опыт. У Швейцарии в этой программе особая роль: на базе Алексинской воспитательной колонии создается экспериментальный центр, где альпийские эксперты попробуют внедрить свои технологии. Как рассказали "РГ" представители нашего тюремного ведомства, в будущем году в колонии начнется большая перестройка. Вместо бывших общежитий а-ля казарма там появятся комнаты для осужденных на четырех человек. Параллельно с помощью швейцарских экспертов будут прорабатываться различные технологии перевоспитания.
Возможно, кому-то покажется странным, но некоторые проблемы Швейцарии оказались до боли похожи на российские. Например, там тоже есть трудные подростки и неблагополучные семьи, хотя и гораздо меньше, чем у нас. А за решетку, как говорит статистика, местные подростки попадают едва ли не чаще, чем в России.
Как сообщил директор ФСИН Александр Реймер, сегодня в колониях для несовершеннолетних в нашей стране отбывают срок около 4 тысяч подростков. В Швейцарии сидят 1200 молодых людей, хотя живет здесь в сотню раз меньше людей.
- Еще не так давно у нас было более 18 тысяч подростков, осужденных к лишению свободы, - сообщил Александр Реймер. - Однако в последнее время их число удалось снизить в три раза. Это была целенаправленная политика государства: по возможности оградить несовершеннолетних от тюрьмы, шире применяя альтернативные наказания.
На этом фоне швейцарские порядки могут показаться даже более строгими. У них под уголовную статью попадают, начиная с 10 лет. Причем это еще гуманно, ведь три года назад судили и семилетних. Однако в тюрьму ребенка здесь точно не пошлют, реально сажают, как и у нас, с 14 лет. Более того, для молодых людей написан отдельный Уголовный кодекс, где предусмотрены особые процедуры и более гуманные санкции. Например, десятилетнего уголовника могут направить на воспитательные работы, скажем, улицу подмести, где-то рядом с билетером постоять. Подростка постарше пошлют, скажем, в крестьянское хозяйство куда-нибудь в горы. Там всегда нужны работники. Как сообщил "РГ" главный ювенальный адвокат города Винтертур Беат Фриче, такие решения выносятся буквально тысячами. Если подросток откажется выполнять, полицейского к нему не приставляют, работать ребенка не принуждают. Однако отказы редки.
- Все это применяется соразмерно, а потому имеет большое воспитательное значение, - говорит Беат Фриче. - Многие родители, да и сами дети, понимают: отказников тоже не оставят без наказания. Для них подберут иную санкцию, от которой уже не увернуться.
У нас тоже планируется шире применять альтернативные наказания, в том числе и для подростков. Как рассказали представители тюремного ведомства, реформирование нашей пенитенциарной системы в целом и системы наказаний подростков в частности потребует в том числе изменений в законодательстве. А вот какими могут быть эти изменения, сейчас как раз обсуждается.
Впрочем, без казенных домов не обойдется, как не обошлась без них Швейцария. Как рассказали местные исполнители наказаний, в альпийском государстве нет единой модели воспитательных центров. В одном казенном доме упор делают на психологическую работу, и подростка весь срок ведут психиатры, психологи, воспитательные работники. В другом главным считается труд, молодой человек учится работать и зарабатывать, а вечные истины ему закладывают в голову по большей части мастера-наставники в ходе совместной работы. Психологи здесь на втором плане. А директор казенного дома, где больше всего ценят труд, с каждым арестантом-новичком подписывает в торжественной обстановке совместный договор, где прописан план исправления.
Один день содержания подростка в закрытом отделении центра обходится швейцарским налогоплательщикам в 435 франков. Как рассказал директор воспитательного центра "Калхрайн" Отто Клим, даже по швейцарским понятиям это большие суммы. Однако общество выделяет их, считая, что на таком экономить не стоит.
По словам Отто Клима, в центре могут обучить 13 профессиям. Но сначала осужденный должен некоторое время потрудиться на земле - в крестьянском хозяйстве при центре.
Если наказанный юноша хорошо ведет себя, его переводят на полуоткрытый режим. Здесь день наказания обходится в 330 франков. А заработать арестант может до 700 франков в месяц. Но день ги в данном случае не главное. Интересен сам подход. В Швейцарии воспитательные центры являются своего рода последним шансом для подростка остаться нормальным человеком, не ломать себе жизнь. Более того, перевоспитывать могут даже вполне зрелого по нашим понятиям человека. В местных законах введен специальный термин: молодые взрослые. Если судья считает, что преступник еще не созрел для настоящей тюрьмы, то имеет право направить в специальный воспитательный центр. В них человек может сидеть до 25 лет.