Завершился сезон авиаперевозок, которые для жителей округа, не достигших 23-летнего возраста и перешагнувших 60-летний, субсидировались из федерального бюджета.
С 1 апреля по 31 октября 12 авиакомпаний выполняли полеты по 26 направлениям, за это время они перевезли более 327 тысяч пассажиров, купивших билет за половинную цену. Кроме того, в последние годы многие дальневосточники получили возможность летать по особым тарифам и на внутрирегиональных социально значимых направлениях. Как отразилось субсидирование полетов на рынке воздушных перевозок, выясняли корреспонденты "РГ".
Выигрывает пассажир
В Приморском крае на субсидирование авиабилетов в этом году выделили почти на 700 миллионов больше объема субсидий 2009-го. По словам руководителя департамента промышленности и транспорта Приморского края Игоря Хрущева, продали более 76 тысяч льготных авиабилетов.
Особой популярностью у приморцев пользовалась столица: в первопрестольную улетели 59 тысяч пассажиров. По маршруту "Владивосток - Санкт-Петербург - Владивосток" слетали 9,7 тысячи человек.
В этом году программа предоставления льготных тарифов дополнилась авиаперевозками внутри Дальневосточного региона. Долететь из Владивостока со скидкой можно было в Петропавловск-Камчатский, Магадан, Якутск и Анадырь. Чиновники и авиаперевозчики ждали большого пассажиропотока. Однако окончательные подсчеты показали, что билетов по этим направлениям продали не так уж и много - 7,7 тысячи, причем большую их часть приобрели жители Камчатского полуострова.
- Возможно, люди пока не поняли всей выгоды этого предложения, - признались в администрации края, отметив, что в следующем году надеются на гораздо больший интерес со стороны соседей по округу.
Полеты со скидкой не могли не отразиться на интересах авиаперевозчиков. Как считают эксперты, минимальные цены, которые установила одна из компаний на перелет в Москву, вполне можно назвать демпинговыми. Так, купить билет из Владивостока в столицу и обратно можно было всего за две тысячи рублей. Остальные перевозчики вынужденно равнялись на коллег-конкурентов. Такие гонки не могут не иметь последствий для экономики компаний, считают специалисты. Зато всегда выигрывает пассажир.
Билет за четверть цены
В Якутии с ее огромными расстояниями авиация является единственным видом транспорта, с помощью которого можно добраться до многих населенных пунктов.
Вместе с тем без установления льготных тарифов на авиабилеты жителям отдаленных сел были бы не по карману даже полеты до райцентра. Однако ежегодное формирование и субсидирование социально значимых рейсов по внутренним маршрутам позволяют постоянно наращивать в регионе объемы пассажирских перевозок.
В 2002 году, когда открыли субсидирование таких рейсов, из республиканского бюджета на эти цели выделили 11,4 миллиона рублей. Пассажирам предоставили возможность оплачивать чуть более четверти стоимости билета. С той поры пропорции оплаты не изменились, а вот суммы дотаций, выделяемых из бюджета, выросли в несколько раз. Причем дотировать стали не только межрайонные, но и внутрирайонные перевозки.
В 2008 году на субсидирование направили 81,9 миллиона рублей, в 2009-м - 105,5 миллиона, чуть больше планируют освоить по итогам нынешнего года. Бюджетная поддержка позволила авиаторам выполнить в прошлом году 1193 социально значимых рейса по 106 маршрутам. В общей сложности перевезли 26,3 тысячи пассажиров. В нынешнем году объемы внутрирегиональных пассажирских перевозок в Якутии выросли на 28 процентов - значительно больше, чем где-либо на Дальнем Востоке. Практику, доказавшую свою эффективность, продолжат. В проекте бюджета республики на 2011 год на субсидии авиакомпаниям, выполняющим социально значимые рейсы, предусмотрено более 116 миллионов рублей. Это на 10 миллионов больше, чем предполагается освоить в нынешнем году.
На выходные в Москву
В октябре 2010 года одна из компаний-перевозчиков объявила в Приамурье акцию и значительно снизила стоимость авиабилетов. В результате многие студенты Приамурья получили возможность посетить в выходные дни Москву и Санкт-Петербург. Полет обошелся им в 1200 рублей - цена небывалая.
Если в 2009 году льготные авиабилеты в Приамурье купили более 7 тысяч человек, то в нынешнем цифра заметно увеличилась. С апреля по август этой услугой воспользовались уже около 11 тысяч человек.
- Количество молодежи и пенсионеров, желающих попасть в западные регионы страны, в Приамурье все возрастает, и это очень выгодно авиакомпаниям, - говорит специалист-эксперт отдела авиации министерства экономического развития, промышленности и транспорта Приамурья Наталья Берсенева.
Как отмечают в компаниях, в 2010 году стало больше пожилых людей, которые отправляются в путешествие к родственникам на запад страны и в государства СНГ.
Сейчас рейсы по льготным тарифам в Приамурье осуществляют три авиакомпании. Практика показала, что они предпочитают устанавливать цены ниже предельных. Это выгодно с экономической точки зрения, так как привлекает к перевозчику все больше пассажиров. Льготные билеты на авиаперевозки в Москву, чего некоторые опасались, никак не повлияли ни на стоимость билетов для обычных пассажиров, ни на количество необходимых для них мест. Ни одна из компаний стоимость билетов для них не увеличила.
Камчатцы, выбирая маршрут Петропавловск-Камчатский - Москва, платили в этом году не 20-40 тысяч рублей, как обычно, а 7-7,7. Билет Петропавловск-Камчатский - Санкт-Петербург обходился в 5,3-9,5 тысячи. Поэтому неудивительно, что авиабилетов по льготному тарифу продали больше 32 тысяч. Их смогли приобрести почти на 6 тысяч жителей полуострова больше, чем в прошлом году.
В Хабаровском крае лимит в 500 миллионов рублей субсидированных перевозок для жителей края авиаперевозчики исчерпали полностью. Всего возможностью купить льготный билет в нынешнем году воспользовались 70,4 тысячи хабаровчан - это вдвое больше, чем в прошлом.
Кстати
В текущем году субсидированными перелетами воспользовались в два раза больше жителей дальневосточного региона чем, в 2009-м. Увеличение числа перевезенных пассажиров на региональных авиалиниях составило 11,5 процента. В 2011 году льготные авиаперевозки будут продолжены, причем маршрутную сеть субсидированных перевозок расширят за счет включения новых направлений: Улан-Удэ - Москва, Чита - Москва, Норильск - Сочи, Норильск - Санкт-Петербург. На 2011 год для реализации программы льготных полетов предусмотрены бюджетные средства в размере 2,5 миллиарда рублей.