В Орловской области милиция проверяет, почему 11-летняя девочка выпала из школьного автобуса.
ЧП произошло в Ливенском районе. Школьный автобус развозил детей после занятий. Среди пассажиров была ученица 5-го класса Липовецкой основной школы Алена Бочарова. Девочка рассказывает, что, когда она вошла в салон, свободных мест уже не было. Говорят, что в автобусе находились не только школьники, но и взрослые. Что это были за люди, на законных ли основаниях оказались в салоне (а находиться в автобусе с детьми могут только специально назначенные сопровождающие, как правило, учителя) - предстоит выяснить следствию. Девочка уверяет, что ей пришлось присесть на "самодельное сиденье" - у двери на две канистры была положена доска.
Когда автобус тронулся, Алена непроизвольно облокотилась о дверь. Та открылась, и девочка выпала. Ногами зацепилась за порожек. Возможно, это спасло ей жизнь. Автобус протащил Алену по дороге. Водитель притормозил только после обращения взрослой пассажирки. Девочка сильно ушиблась и ободрала кожу. Но на вопрос водителя о том, больно ли ей, сначала ответила отрицательно. Должно быть, сказался шок - пятиклассница смертельно испугалась.
Боль пришла позже. Девочка говорит, что по приезде в деревню водитель просил ее никому не рассказывать о случившемся. Но шила в мешке не утаишь. К тому же водитель даже не вызвался проводить девочку домой и убедиться, что с ней все в порядке. Врачей вызвала мама Алены. После осмотра за ней прислали "скорую" и госпитализировали в травматологическое отделение местной больницы. Врачи и рассказали о ЧП сотрудникам ГИБДД.
Проверка пока нарушений не нашла. Вроде и автобус работает по договору, заключенному между школой и частной организацией, и водитель, и пассажиры были под роспись предупреждены о соблюдении техники безопасности, и дверь исправна, а открылась якобы тогда, когда автобус подскочил на кочке. Куда-то пропало и "самодельное сиденье", о котором говорит девочка. Есть вероятность, что дело "спустят на тормозах" - никто ведь, к счастью, не погиб. А если бы погиб?
Кстати, в Ливенском районе действует целевая программа повышения безопасности дорожного движения. В числе расходных статей есть и такая: "обеспечение безопасности сельского населения, в том числе обучающихся образовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений". Программа предполагает ужесточение контроля над водителями, регулярное обследование технического состояния автобусов и дорог и многое другое, на что выделяются немалые деньги. По отчетам все хорошо, средства осваиваются. А в жизни из автобуса на полном ходу "случайно" выпадают дети.
Надо сказать, что и в целом по региону организация перевозки сельских детей далека от идеальной. Нарушения, причем самые разные и порой довольно неожиданные, находят регулярно. Например, в Кромском районе прокуратура была вынуждена обратиться в суд, чтобы повлиять на директора Гостомльской основной школы. Его обязали провести комиссионное обследование автодороги, по которой возят детей, а также оборудовать остановки указателями с расписанием движения. Пустяк вроде бы, если не вспоминать о "кочке", на которой "подскочил" ливенский автобус.
В Верховском районе в Скородненскую среднюю школу был принят водитель, не имевший стажа работы на автобусе. В другой школе того же района водителем взяли человека, который пять лет не садился за руль. Как рассказали в прокуратуре, директора не смогли представить журналы учета и анализа ДТП и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями, - они просто не ведутся. Поэтому для руководства одной из школ стало откровением, что школьный водитель дважды штрафовался за превышение скорости.
Вопреки правилам водители не проходят ежегодные курсы повышения квалификации. Должностные лица, ответственные за "обеспечение эксплуатации автобуса в технически исправном состоянии", не проходят обязательную аттестацию. В некоторых школах водителей даже не приглашают на медосмотр. Все это происходит в силу разных причин: кто-то плохо относится к выполнению своих обязанностей, другие ссылаются на занятость или отсутствие средств, словно не понимая, о чем идет речь.
Впрочем, подобные проблемы есть не везде. Например, в Бычанской общеобразовательной школе Дмитровского района детей из окрестных деревень на занятия вообще не подвозят. Районные чиновники, видимо, посчитали, что возить восьмерых учеников слишком накладно. И поэтому игнорируют обращения директора школы. А дети проходят пешком по три-пять километров. В направлении школы не действуют даже регулярные рейсовые маршруты. За детей вступилась прокуратура, но и тут чиновники отказались добровольно подчиниться прокурорскому представлению. Дело, как это обычно и бывает, рассмотрит суд.
"Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г.
Пункт 5.23. При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.