10.11.2010 00:41
    Поделиться

    В Тверской области колхоз возглавил 23-летний выпускник вуза

    С первого взгляда его можно принять за старшекурсника. Но со второго убеждаешься - все же нет в нем привычной для студенческой братии беззаботности и бесшабашности.

    Почти полгода Алексей Тарасевич "рулит" вверенным ему имуществом в Ржевском районе Тверской области. 400 голов скота, 400 гектаров собственной и 1250 арендованной земли, фермы и хозпостройки - вот и все богатство колхоза. Наследство юному председателю досталось, прямо скажем, непростое: в СПК нет даже водопровода. Нет и свободного жилья, куда можно было бы поселить нанятых на работу специалистов.

    Тверская область сама по себе - зона рискованного земледелия: глинистые почвы и холода 8-9 месяцев в году. Поэтому возделывают здесь преимущественно овощные культуры. Развитию мясо-молочного животноводства (особенно в небольших коллективных хозяйствах) препятствует отсутствие стабильных инвестиций. Молоко у крестьян закупают зачастую ниже себестоимости, аренда торговых мест на рынках тоже выше допустимого для тверских крестьян предела. И региональные, и муниципальные власти последние полтора года из кожи вон лезли, чтобы улучшить ситуацию: создавали дополнительные пункты приема молока, устраивали бесплатные ярмарки выходного дня, буквально выкраивали дотации для сельхозпроизводителей. Но добиться ощутимых изменений в этом секторе экономики пока не удалось. Чтобы как-то прокормиться, крестьяне режут скот. Ржевский район - не исключение. Так что до первого разговора с Алексеем (то есть председателем колхоза Алексеем Евгеньевичем Тарасевичем) ему искренне хотелось посочувствовать.

    …Перед корреспондентом "РГ" предстал вовсе не розовощекий юноша, а энергичный, предприимчивый молодой управленец, полный полезных идей и нацеленный на решение главной задачи: сделать захудалый колхоз высокорентабельным сельским предприятием. Готовый "пахать" день и ночь и требующий того же от трудового коллектива, делить со своими сельчанами и горе, и радость, и дивиденды (последние, по его словам, "не сейчас, а попозже, потому что пока еще отдавать просто нечего"), мечтающий создать команду единомышленников.

    Поначалу коллектив СПК воспринял его настороженно. Требовательный он очень, говорят крестьяне. На провокационные реплики "А вот раньше было иначе!" отвечал: "Не говорите мне о том, что было раньше, я хочу, чтобы хозяйство развивалось. И вы меня не сломаете". Не выдержав перемен, несколько членов СПК написали заявления об уходе. Но постепенно отношение изменилось. То ли просьбы главы района к старикам не вставлять парню палки в колеса помогли, то ли жизнь заставила, но Алексея в конце концов признали полноправным начальником. Быть может, свою роль сыграл и авторитет его отца Евгения Тарасевича, ныне - руководителя агропромышленного сектора в районной администрации: до перехода на работу во властные коридоры Евгений Леонидович сам возглавлял этот же колхоз.

    - Алексей - сын потомственного крестьянина - человека, которого я хорошо знаю, - говорит глава Ржевского района Валерий Румянцев. - Парень здесь родился и вырос, я наблюдаю за ним с пеленок и вижу, что к настоящему времени из мальчика сформировался практичный человек со своими взглядами на жизнь. Молодой менеджер, достойный тем не менее управлять колхозом. Соглашаясь на назначение, я понимал, что даю рискованную рекомендацию. Но мне представляется, что за такими парнями будущее тверского села.

    Первый же "указ" Тарасевича-младшего поверг пожилых крестьян в шок: он запретил резать скот. Мотивировал это тем, что у нового руководства много планов по мясному и мясо-молочному скотоводству. Крестьяне поворчали, но смирились. Следующим решением Алексей принял на должность инженера своего ровесника - выпускника сельхозакадемии Руслана Соловьева. Сегодня из 52 членов СПК шестеро моложе 30 лет, включая заведующую фермой и самого председателя.

    Евгений Тарасевич, отец Алексея, не скрывал: сын стал председателем потому, что на селе не хватает кадров. Ржевский район сделал ставку на выдвижение молодежи. Сочетание опыта старшего поколения и энергии молодых должно дать результат.

    - Молодые быстрее соображают, как сделать сельское предприятие доходным и приумножить то, что досталось в наследство, эффективнее работают, активно используют современные технологии (например, Интернет), быстро находят верные решения, - говорит Тарасевич-старший.

    Сейчас председатель работает над увеличением стада. В частности, вот-вот в колхоз поступят 40 вьетнамских свиней. В ближайших планах - закупить две холодильные установки и молоковоз, а также создать на территории района сельскохозяйственный рынок, чтобы крестьяне могли торговать продуктами из личных подсобных хозяйств.

    - Я мечтаю о том, чтобы люди на селе жили не хуже, чем в городе, - говорит Алексей. - К сожалению, мало людей, думающих так же, как я. Молодежь идет в колхоз неохотно - не хочет "выкладываться по полной". Ищу единомышленников постоянно, в том числе среди друзей. Так, один из возможных сотрудников СПК сейчас служит в армии.

    Совершил ли председатель Тарасевич ошибки за то короткое время, что руководит колхозом? Нет ли юношеского максимализма в его решениях?

    - Главный критерий здесь - оценка его действий другими людьми, в том числе членами кооператива, - поясняет Валерий Румянцев. - Не могу сказать, что она однородна, но большинство поддерживает его. Если в первые недели воспринимали с большой настороженностью, то сейчас люди стали ему доверять. Я ограждаю молодого председателя от влияния отца, чтобы решения принимал он сам. И еще я вспоминаю себя в его возрасте: за такой же период я совершил куда больше ошибок, чем он.

    Поделиться