Сегодня верхняя палата российского парламента планирует рассмотреть законопроект, изменяющий процедуру наделения полномочиями ее членов.
Еще на стадии рассмотрения в Госдуме он вызывал у некоторых политиков и экспертов сильные эмоции. Одни (их абсолютное большинство) доказывали, что данный закон необходим именно в такой форме и именно сейчас. Другие пытались всеми силами сохранить status quo, иногда несправедливо отмахиваясь от претензий, выдвигаемых в их адрес.
Сейчас, когда страсти поутихли, стало очевидно, что за предложенными разработчиками механизмами просматриваются серьезные аргументы политического, юридического и даже философского характера.
Проблема проста. На сегодняшний день действует норма регламента, требующая, чтобы Совет Федерации подтверждал легитимность сенаторов своим голосованием, причем процедура эта никак не ограничена по срокам и зависит в первую очередь от согласия на это спикера.
Между тем в мире не существует стран, в которых парламенты сами себя формируют. Тем более нет таких федеративных стран. Никто не должен искусственно ограничивать субъекты Федерации в определении предоставленных им Конституцией полномочий.
Сегодня у нас, к сожалению, иногда это происходит и приводит к нелепым казусам. Факты эти хорошо известны. Не секрет, что некоторые регионы из-за бюрократических проволочек аппарата Совфеда месяцами не представлены в верхней палате.
Новый закон вводит десятидневный срок для начала исполнения полномочий членов СФ и оставляет за регионами последнее слово в процессе определения кандидатур.
Несмотря на то что некоторые комитеты Совета Федерации уже проголосовали за принятие закона, а большинство сенаторов высказались в его поддержку, основные аргументы инициаторов следует еще раз зафиксировать.
Первое. Закон развивает предложение президента, высказанное в его Послании Федеральному Собранию о том, чтобы регионы представляли депутаты, уже прошедшие через выборы различного уровня на местах.
Второе. Закон повышает ответственность регионов, избавляет их от излишней опеки.
Третье. Новый закон делает сенаторов более свободными и независимыми, поскольку поправки, которые предлагает "Единая Россия", позволяют освободить и самих представителей регионов, и выдвинувшие их региональные власти от административного давления (а то и манипулирования) со стороны руководства и аппарата Совета Федерации.
Четвертое. Новая процедура наделения полномочиями избавляется от лишних технических барьеров, ускоряетcя, становится более прозрачной и эффективной. Особенно это касается претензий к коррупционной составляющей, о которой в обществе постоянно ходят слухи. Необходимо избавить парламент от таких подозрений.
Наконец, пятое. Руководство верхней палаты лишается возможности использовать технические и аппаратные инструменты для политической и межпартийной борьбы.
По-моему, этих аргументов вполне достаточно, чтобы новый закон был принят и в конечном счете заработал как можно скорее.