Правительство РФ одобрило Государственную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Как эта программа будет реализовываться на практике? Об этом "РБГ" спросила у председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вагита Алекперова, президента ОАО "ЛУКОЙЛ".
- Вагит Юсуфович, в октябре правление РСПП приняло постановление "О практике энергосбережения". Этой проблемой ваш комитет занимался и прежде. В чем особенность нынешних предложений?
- В отличие от 2007-2009 годов сегодня мы не ограничиваемся инициативами правового, экономического и организационного характера, а подводим предварительные итоги проделанной работы и оцениваем эффективность политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях в течение последних двух лет.
Для получения объективной и достоверной информации комитет в августе-сентябре этого года организовал широкий опрос руководителей предприятий и организаций различных отраслей экономики.
В последнее время в нашей стране были предприняты серьезные меры для формирования правовой базы энергосбережения. В ноябре 2009 года принят федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В октябре 2010-го правительство РФ одобрило Государственную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
Федеральным законом и проектом госпрограммы учтены предложения бизнес-сообщества о том, что государственное регулирование должно основываться на принципах поддержки и стимулирования повышения энергетической эффективности, системности и комплексности проведения мероприятий.
Однако настораживает тот факт, что органами исполнительной власти допущены серьезные нарушения сроков принятия нормативных актов, направленных на детализацию декларативных норм базового закона. Это обстоятельство было отмечено председателем правительства РФ Владимиром Путиным в июне этого года.
- Какие проблемы за год, минувший с момента принятия федерального закона, сохраняют свою актуальность?
- Несмотря на предпринимаемые усилия, сохраняется ряд факторов и условий, объективно влияющих на динамику энергоэффективности и энергосбережения. Главные барьеры остаются прежними. В первую очередь это низкая мотивация среди представителей бизнеса и значительной части населения, недостаточный уровень экономической заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении. Кроме того, остается ограниченным доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. Немаловажно и то, что отсутствует всесторонняя и полная информация об энергосбережении, наилучших организационных, технологических решениях, прежде всего на региональном уровне.
В структуре производственных затрат большинства промышленных предприятий России стоимость энергии составляет от 3 до 5% (за исключением энергоемких производств (добыча и переработка углеводородов, нефтехимия, металлургия и др.). Руководители многих предприятий оценивают экономический потенциал энергосбережения слишком консервативно - выгоды от экономии энергии рассматриваются как незначительные по сравнению с расходами по разработке и внедрению проектов.
- Как повысить мотивацию бизнеса и, как следствие, энергоэффективность и конкурентоспособность экономики в целом?
- Повышение энергоэффективности в реальном секторе экономики России возможно главным образом за счет внедрения новейших технологий и оборудования. Учитывая, что во многих отраслях до сих пор эксплуатируется оборудование, произведенное 20 и более лет назад, такое перевооружение потребует существенных инвестиций. Для ускорения этого процесса необходима помощь государства, направленная на поощрение и стимулирование перехода экономики на инновационный, энергоэффективный путь развития.
К сожалению, среди принятых по состоянию на начало октября нынешнего года подзаконных актов ни один не направлен на реализацию заложенных в базовом законе принципов экономического стимулирования проектов и программ энергосбережения. В случае сохранения текущей ситуации существует риск невыполнения стратегических задач в сфере повышения энергоэффективности российской экономики.
- Многие энергосберегающие мероприятия финансово затратны и обременительны для предприятий. Что препятствует привлечению кредитов в этой области?
- Высокие процентные ставки остаются основным препятствием для привлечения внешнего финансирования энергосберегающих программ, учитывая, что международный кризис ликвидности сделал заимствования на международных рынках менее доступными. Почти две трети предприятий, опрошенных РСПП, считают нехватку финансовых ресурсов ключевым препятствием к реализации энергосберегающих проектов.
- Насколько, по вашему мнению, тарифная и ценовая политика естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должна учитывать мероприятия по энергосбережению, проводимые потребителями?
- Экономия энергии для конечных потребителей должна сопровождаться не только дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов, но и непосредственно влиять на величину устанавливаемых тарифов (цен) на энергоресурсы.
В то же время мы видим, что сохраняются негибкие условия договоров на электро- и газоснабжение. В первую очередь в серьезной зависимости от поставщиков находятся предприятия среднего и малого бизнеса. Потребители авансируют электро- и газоснабжающие организации, при этом размер оплаты основывается на прогнозах спроса, а не на реальной величине потребления. В результате компании по-прежнему заинтересованы в сохранении договорных лимитов и избыточном потреблении энергии, а не в экономии электроэнергии или газа.
- Ваши предложения по улучшению ситуации?
- Экономическая мотивация со стороны государства должна осуществляться не только через повышение тарифов, но прежде всего путем стимулирования производителей и потребителей, внедряющих новые технологии. В качестве одного из предложений возможно установление сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (возможность "двойного выигрыша" - снижение объемов потребления при оплате сохраняющихся объемов по более низким тарифам).
Кроме того, необходимо исключить ситуацию, при которой после выполнения компанией программы по повышению энергоэффективности ей выставляются требования по оплате электроэнергии, непотребленной в результате реализации этой программы.
- Какова сегодня ситуация c информационным освещением энергосберегающей политики? Существуют ли какие-то сводные данные по энергопотреблению в разных секторах?
- Сегодня качество сбора информации в сфере энергоэффективности, ее доступность и система верификации не устраивают никого. Конечно, крупные потребители энергии представляют отчеты по удельному энергопотреблению Росстату, однако сводных данных в открытом доступе нет. Зарубежные методики и описание международного опыта для проведения сопоставительного анализа не адаптированы к использованию в России.
- Промышленные потребители зачастую не применяют новые, неопробированные технологии. Где компании могут получить информацию об уже существующих и успешно реализуемых методиках?
- Мы предлагаем создать в регионах специальные пилотные центры, где будут представлены современные, в том числе и зарубежные, технологии, оборудование и экономические практики в области энергоресурсосбережения. Такие центры могут быть и базой для подготовки нужных специалистов. Оптимальный механизм создания и функционирования центров - ГЧП. Кроме того, необходимо создание системного механизма поддержки отечественных научно-технических разработок. В настоящее время на базе нашего комитета мы прорабатываем вопрос создания общероссийской базы данных (реестра) энергоэффективных технологий с проведением предварительной экспертизы и выдачей заключения о научной обоснованности, технической и коммерческой привлекательности проектов в целях содействия их включению в региональные, муниципальные и корпоративные программы энергосбережения. Еще один вариант - рейтингование потребительской ценности проектов и распространение информации о них среди широкого круга лиц.
- Как вы оцениваете региональную политику в сфере повышения энергетической эффективности?
- Директивная политика пропорционального снижения энергоемкости в субъектах РФ должна учитывать мероприятия и целевые показатели, достигнутые в предыдущие годы, поскольку "стартовые" условия модернизации промышленности (по состоянию на 2009-2010 годы) существенно отличаются.
Например, в ряде субъектов России к этому году уже реализованы две региональные программы энергосбережения, и энергоемкость в сравнении с 1999-2000 годами снижена на 30-40%. В таких регионах, уже реализовавших базовые меры ("меры быстрой отдачи"), дальнейшее снижение энергоемкости ВРП требует значительных финансовых ресурсов в условиях неочевидности экономического эффекта исходя из сроков окупаемости проектов и других существенных факторов.
Фото: РИА "Новости"