11.11.2010 00:20
    Поделиться

    Документальный фильм о "Российской газете" покажут на канале "Россия 24"

    Картина носит одно название с нашим юбилейным слоганом "Российская газета": 20 лет у власти".

    Она появится в эфире круглосуточного информационного канала "Россия 24" 11 ноября, как раз в тот день, когда наше издание будет отмечать праздничную дату.

    Над картиной работала московская телестудия "Единая медиагруппа". Ею за десять лет работы создано более ста документальных проектов и телепередач для каналов "Россия", "Культура" - например, цикл авторских передач известного художника Михаила Шемякина, фильмы про историю отечественной дипломатии "Иностранное дело", а также программы и фильмы про путешествия и науку для канала "Моя планета".

    В роли ведущего - тележурналист и ведущий программы "Вести" на канале "Россия" Эрнест Мацкявичюс.

    Подробности о фильме обозревателю "РГ" рассказал автор сценария Лев Шелагуров. Он долгое время работает на отечественном телевидении и знаком зрителям по таким проектам, как "Последние 24 часа" с Леонидом Якубовичем, новогодние "Огоньки" на канале "Россия", сделанные режиссером Евгением Гинзбургом, фильм об Александре Розенбауме, цикл "Вспоминая Рождество" с Глебом Скороходовым, документальный фильм "Играем Шекспира" с Михаилом Козаковым, а также проект "Старая квартира".

    Российская газета: Сколько времени понадобилось на то, чтобы рассказать зрителям историю нашей газеты?

    Лев Шелагуров: К понятию история я отношусь очень осторожно и аккуратно. Рассказать за сорок с лишним минут об истории "Российской газеты" за 20 лет практически невозможно, потому что это фактически 20-летняя история страны. Газета ежедневно выходит в свет, и по каждому номеру можно снимать отдельный фильм. А по жизни редакции - бесконечный сериал.

    Но, когда еще я работал над проектом "Старая квартира", передо мной стояли практически такие же задачи - за 15 минут нужно было рассказать, скажем, о чернобыльской катастрофе или о выводе войск из Афганистана, или о полетах в космос и так далее. И я придумал такую формулу: за четверть часа тему с точки зрения истории раскрыть невозможно, но реально пережить сильную эмоцию, связанную с историческим фактом. Так что этот фильм - попытка вызвать у зрителя некую эмоцию по поводу и газеты, и страны.

    Во время работы над фильмом стало понятно, что газета очень живая: не в бронзе, не в мраморе. Любая газета - это ежесекундно реагирующий на жизнь организм. И людям, и коллективам, и организациям, живущим в таком ритме, некогда изучать самих себя. Поэтому первое, с чем мы столкнулись, так это с тем, что делаем, наверное, первую за 20 лет попытку осмыслить и написать историю "Российской газеты". Людям на это просто не хватало времени.

    Передо мной стояла задача - не создавать историю газеты в смысле мифа, но с той точки зрения, что давайте оглянемся и посмотрим, что же произошло за 20 лет. И это была очень интересная работа, сделанная практически с чистого листа.

    Еще один вывод, к которому я пришел, - это газета честная и газета чести. За 20 лет в "Российской газете" произошла смена нескольких команд. Я не могу сказать, что каждый начинал с чистого листа. И в фильме рассказывается, как менялась газета вместе со страной, как обретала свое нынешнее лицо. В фильм вошли судьбоносные даже не столько для газеты, сколько для России моменты. И как себя проявляла газета в той или иной ситуации - это мы и попытались рассказать. Работа над фильмом длилась пять месяцев.

    Многие ли знают сейчас, что улица Правды названа в честь газеты, редакция которой на ней находилась? А сегодня "Российская газета" реально занимает те площади и помещения, где находилась "Правда". И герб во главе шапки издания, и само название - все это привело к тому, что в фильме возникла тема: является ли "Российская газета" главной газетой страны? Фильм не дает прямого ответа, и речи быть не могло о том, чтобы обидеть коллег. Однако уровень тех людей, тех личностей, которые приняли участие в газете, а также масштаб тех событий, вокруг которых строится фильм...

    РГ: Давайте назовем хоть некоторых из них.

    Шелагуров: Конечно. Интересно проявился в этом фильме Анатолий Григорьевич Лысенко, который в то же время, когда формировалась газета, создавал российское телевидение. Происходили практически одни и те же процессы. И Сергей Лавров, и Сергей Степашин, и Евгений Примаков... В рамках Дня открытых дверей мы побывали с читателями в Мариинском театре, где "Российскую газету" встречал сам маэстро Гергиев.

    РГ: Видя, как Эрнест Мацкявичюс и съемочная группа работают на нашей планерке, слушая то, что они говорят, например, о нашем производственном процессе, понимаешь, что вам пришлось досконально изучить материал.

    Шелагуров: Вот тут хотелось бы извиниться. Дело в том, что в фильм не вошло огромное количество материала. Коллектив газеты представлен, например, одним из самых молодых журналистов - Пьером Сидибе, который работает в премьерском пуле. Молодой человек оказался настолько интересным и необычным, что в фильме появилась отдельная новелла, посвященная ему. Многие журналисты дали нам интервью. И каждому мы предлагали продолжить фразу: "Российская газета" - это..."

    РГ: Чего вы не знали о газетном деле и узнали в процессе работы над фильмом?

    Шелагуров: В последний раз я был в типографии годах в 80-90-х, когда набирали газету вручную и еще существовали линотипы. Все были грязные, чумазые и пахло краской. Соответственно я написал финал сценария. А когда увидел современную типографию, то полностью его переписал. Текст получился примерно следующий: время наборщиков вручную ушло, сегодня в типографии, как в научно-исследовательском институте, - тишина, порядок, стерильная чистота.

    Фильм будет показан сегодня на канале "Россия 24"

    после 14 часов.

    Поделиться