11.11.2010 00:20
    Поделиться

    Валерий Кичин: С приходом Звягинцева в застойный воздух кино ворвался ветер большого искусства


    Валерий Кичин
    Обозреватель "Российской газеты"
    Фото:Виктор Васенин

    В 2003-м в кино ракетой влетел Андрей Звягинцев - актер из Новосибирска, долго искавший в Москве работу и голодавший, пока на RenTV ему не дали шанс. Вскоре его первый фильм "Возвращение" взял двух венецианских "Львов". Кинообозреватель "РГ" увидел его на самом первом мосфильмовском просмотре. Казалось, раздвинулись стены и в застойный воздух нашего увядшего кино ворвался ветер большого искусства. Когда погас экран, я подошел к незнакомому мне тогда Звягинцеву и уверенно сказал, что из Венеции он вернется в совершенно другом ранге. Он расхохотался. Но так и случилось.

    После долгого перерыва именно не учившийся в киноинститутах Звягинцев с оператором Михаилом Кричманом, тоже самоучкой, обеспечили нашему кино первый за десятилетия глобальный успех. Фильм купили 76 стран мира, коллекция его призов не поддается счету. Но... "Если бы эту картину принес мне мой ученик, я бы поставил ему "неуд", - сказал по этому поводу один педагог ВГИКа.

    Так Звягинцев попутно сделал явной ключевую проблему кино: кризис знаменитого российского кинообразования, паралич художественных критериев, разошедшихся с критериями современности. Все новые успехи нашего кино были связаны с такими же неофитами, пришедшими из других сфер - психологии, драматургии, театра... В мире имя Звягинцева ставят рядом с Тарковским - и не только потому, что Тарковский тоже был открытием Венеции и тоже пробил русскому кино дорогу в мир. А в своем отечестве героя по-прежнему не признавали. "Возвращение" в огромной России выпустили тиражом несопоставимо меньшим, чем в Италии или Франции. И так было до появления новой ленты Звягинцева "Изгнание", которую тут же взял в конкурс неприступный Канн и увенчал ее премией за мужскую роль. Тут Звягинцев сразу перешел у нас из разряда "выскочек", достойных вгиковского "неуда", в ранг классиков. Хотя "Изгнание", обойдя экраны мира, тоже почти не шло в России.

    Эта судьба типична для молодых: успешные в мире, они отторгаются нашим прокатом. Принеся русскому кино международную славу, они не находят денег на новые проекты и вынуждены принимать предложения западных кинофирм. Сейчас Звягинцев заканчивает свой первый международный проект - "Елена". Фестивали насторожились: это режиссер, которого ждешь.


    Почему молодое российское кино видит мир, но не замечает отечественный прокат? Фото:ИТАР—ТАСС

    В мире имя Звягинцева ставят рядом с Тарковским - и не только потому, что Тарковский тоже был открытием Венеции...
    Фото:ИТАР-ТАСС
    Поделиться