Как с гордостью заметил накануне Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, "сегодня в России уже действуют 56 детских омбудсменов - больше, чем во всей Европе! А уже до конца этого года их должно быть 83 - ровно по числу субъектов Федерации".
Участники съезда - детские правозащитники, руководители и представители Госдумы и федеральных ведомств - намерены за два рабочих дня обсудить самый широкий круг вопросов. Главная же задача форума детских защитников - определиться с приоритетами своей деятельности и в общероссийском, и в своем, региональном, масштабе. Поле же для их деятельности, увы, по-прежнему остается обширным.
Как защитить права несовершеннолетних преступников, отбывающих срок в воспитательных колониях, детей с ограниченными возможностями, живущих в специализированных домах-интернатах, если доступ в эти учреждения общественников, мягко говоря, затруднен? Как помочь детям с умственной отсталостью получить образование, профессию? Что нужно менять в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом?
Не становится менее острой и проблема жестокого обращения с детьми. В 2009 году в органы опеки и попечительства поступило более 37 тысяч сообщений о детях, находящихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью. Более 6 тысяч ребят были отобраны у нерадивых родителей, более 100 тысяч детей стали жертвами преступлений, около 2 тысяч - погибли в результате преступлений. Насколько может изменить такую статистику к лучшему национальный центр помощи пропавшим без вести и пострадавшим детям, концепция которого сейчас вырабатывается в созданной по распоряжению руководителя администрации президента РФ межведомственной комиссии? И каким быть этому центру? Все эти и другие вопросы обсуждают участники дискуссии.