Церковь Николы на Липне - одна из самых труднодоступных в Новгородской области. Добраться сюда можно либо летом на лодке, либо зимой на лыжах - по льду. Табличка на дверях закрытого на замок храма гласит, что он был возведен в 1292 году и стал одной из первых каменных церквей, построенных после монгольского нашествия. Примененные здесь конструкции позже легли в основу новгородского зодчества. Последний раз служба проводилась в церкви Николы на Липне еще до Великой Отечественной. В годы войны храм был значительно разрушен, а в 1950-х годах отреставрирован, но не до конца.
Здесь же, на острове, около сорока лет назад поселилась Зоя Лукьяновна с семьей - мужем, дочерью и двумя маленькими внуками. В этом году женщине исполнилось 90 лет, она уже почти ничего не видит, но обладает ясным умом, отличной памятью и совершенно не скучает по "большой земле".
- В городе пришлось бы жить в квартире, ходить по лестнице, спускаться в магазин. А здесь картошечка, козье молочко - все свое. Да и люди в городе разные бывают. Вот недавно в Москве журналиста избили, да так, что неизвестно, выживет ли, - рассуждает Зоя Лукьяновна. Следить за новостями ей помогает старенький транзистор.
Ухаживает за бабушкой и поддерживает порядок на острове ее внук Роман - мужчина, хозяйственный, замкнутый и очень немногословный. Дел на острове хватает: огород, домашняя живность и главное, что составляет немудрящий доход семьи, - рыбная ловля. Пойманных окуней, щук и судаков Роман ездит продавать в Великий Новгород. Здесь же закупает впрок продукты и сигареты. Кстати, в прошлом году в доме впервые зажглась электрическая лампочка - областная администрация подарила генератор. До этого обитатели острова Николы на Липне пользовались керосинками.
На расспросы об островном житье-бытье Роман лишь отмахивается:
- Живем точно так же, как и вы, как и все остальные. Днем - работа, вечером тоже есть чем заняться: отремонтировать рыболовные снасти, приготовить ужин, посмотреть телевизор, в конце концов. А если соскучусь по городу, всегда могу сесть в моторку и съездить. И, между прочим, времени у меня на это уйдет меньше, чем обычный москвич или петербуржец ежедневно тратит на дорогу до офиса маршруткой или метро.
Правда, добраться до цивилизации удается далеко не всегда. Озеро вот-вот начнет замерзать, и тогда островитян ждет сложный период, когда на лодке ходить уже невозможно, а для "Бурана" лед недостаточно крепок. Порой вынужденная изоляция затягивается на месяцы.