В Москве открывается форум "Издательский бизнес/Pablishing Expo"

Завтра открывается 6-й Форум "Издательский бизнес/Pablishing Expo". Накануне открытия этой выставки "РГ" попросила исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Юлию Казакову рассказать о том, как будет проходить форум в этом году, и с какими результатами к нему подошла издательская индустрия.

Российская газета: Юлия Георгиевна, выставка "Издательский бизнес/ Publishing Expo-2010" является для ГИПП, пожалуй, самым главным мероприятием года. Какова основная задача этого профессионального форума?

Юлия Казакова: Задачи остаются неизменными: определить тенденции, которые сегодня преобладают в индустрии, и обсудить наиболее острые проблемы нашего рынка. Это проблемы в сфере законодательства, отраслевого взаимодействия, бумаги, полиграфии, дистрибуции. Кроме того, форум - это знакомство с новым опытом и общение.

Если говорить о том, чем этот год отличается от прошлого, то необходимо выделить две темы. Во-первых, это выход нашей индустрии из кризиса и поиск новой модели бизнеса, ведь каждый год мы все дальше отходим от cугубо печатного бизнеса. Сейчас речь идет уже о мультимедийных моделях 360 , когда под одним брендом сосуществуют уже несколько проектов: на бумаге, в Интернете, на е-ридерах и планшетах, и т.д.

Вторая тема связана с бурным технологическим прогрессом, от которого мы не можем быть в стороне. Это приход на рынок новых устройств: iPhone, iPad, коммуникаторы, электронные ридеры и т.д. И если сейчас издательская отрасль потеряет сферу, связанную с новыми мобильными возможностями, потом она просто не сможет восполнить утерянные доходы. Поэтому сейчас задача издателей - очень быстро войти в этот бизнес.

РГ: Каков сегодня профессиональный срез участников форума?

Казакова: Сама экспозиция довольно компактная, но очень емкая. Там представлены те компании, для которых участие в форуме обусловлено бизнес-интересом: крупные издательские компании, полиграфисты, типографии, много компаний, занимающихся разработкой новых технологий. Могу сказать, что это лидеры рынка. Каждый год становится больше региональных компаний, хотя для них участие в форуме, несмотря на все предоставляемые нами скидки, все-таки пока остается дороговатым. Ведь именно регионы сейчас гораздо тяжелее выходят из кризиса, имеют возможность приехать только крупные издатели. Кстати, в этом году у нас будет хорошая делегация с Урала: мы открыли представительство в Уральском федеральном округе в Екатеринбурге, постараемся их хорошо представить на форуме. Будут делегации из стран СНГ - Украины, Казахстана, Киргизии.

РГ: "Издательский бизнес/ Publishing Expo" это не только экспозиция, но и большая программа самых разных мероприятий. Что запланировано в этом году?

Казакова: Да, действительно, именно большое количество различных отраслевых конференций, "круглых столов", семинаров, дискуссий обеспечивает тот высокий уровень контактов, ради которого и собираются участники форума. Традиционно мы ждем наших партнеров - руководителей Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации (WAN-IFRA) и Международной федерации журнальной прессы (FIPP).

Каждое мероприятие форума ориентировано на определенную категорию участников: есть программа для владельцев, управленцев, генеральных директоров, коммерческих директоров - это конференция по тенденциям в отрасли, отдельная ее секция посвящена новым цифровым доходам, на ней российские компании представят свой успешный опыт. Состоится конференция по рекламе - для директоров по рекламе, менеджеров, руководителей рекламных агентств. Отдельно пройдет мероприятие для полиграфистов и издателей по вопросам полиграфии и бумаги, рост цен на которую сегодня является одним из самых болезненных моментов. Там будут представлены рекомендации, за счет чего можно снизить производственные издержки без потери качества. Большая конференция будет посвящена вопросам дистрибуции прессы и альтернативной подписки. Состоится "круглый стол", посвященный переходу на страховые взносы. Пройдет конференция, посвященная цифровому и мобильному паблишингу. Также в рамках форума мы запланировали IT-саммит, семинар "Известный неизвестный Интернет", семинар для руководителей кадровых служб. Как видите, программа насыщенная.

РГ: Гильдия издателей периодической печати уже стала признанным консолидатором и эффективным лоббистом интересов всей отрасли. Какие основные задачи стояли перед ГИПП в этом году и как удалось их решить?

Казакова: Главная наша задача каждый год - создание условий для развития издательского бизнеса в стране и защита интересов издателей. 2010 год был годом выхода из кризиса. Форум и станет в какой-то степени отчетом гильдии: как она отстаивала интересы отрасли, как развивала индустрию, какие новые знания и возможности она привнесла. Мы представим очередной мониторинг ситуации в индустрии по сегментам - издательский бизнес, полиграфия, бумага, дистрибуция, реклама.

Каждое мероприятие форума связано с какими-то нашими проектами. В частности, в этом году мы представим вновь созданное Бюро тиражного аудита (АВС) - это проект, который инициировала гильдия и выступает там, как один из соучредителей, вместе с Союзом журналистов России и аудиторской ассоциацией "Содружество". Одновременно в АВС будет статусный и экспертный наблюдательный комитет, который состоит из представителей отраслевых организаций. Это индустриальный контролирующий и направляющий орган. Разработан очень жесткий регламент работы на базе лучших международных стандартов, принятие решений будет минимально зависеть от менеджмента. Аудит проводится и контролируется профессиональными аудиторами. Если возникают какие-то споры, то они разрешаются на комиссии по методикам и спорам. Все это сделано, чтобы повысить ценность и доверие к этим данным, максимальную открытость и прозрачность компании. Сейчас Бюро тиражного аудита на стадии регистрации, но работа уже идет: есть первые клиенты, десять ведущих компаний, которые передали свои издания на аудит.

РГ: Какими еще успехами может похвастаться ГИПП в этом году?

Казакова: Назову только несколько: подготовлен пакет документов по решению проблемы списания, реализованы программы поддержки региональной прессы, проведено более 50 мероприятий, при очень активном участии гильдии произошло снижение пошлин на ввоз мелованной бумаги. Это, правда, была временная мера, срок действия которой закончится в феврале, и мы готовимся к очередному этапу.