"25 способов бросить курить", "Как целоваться", "Твое лицо", "Корова, которая хотела стать гамбургером" и другие самые известные анимационные короткометражки Билла Плимптона показывают на его первой выставке в России в Галерее на Солянке.
Если бы Билл Плимптон родился в России, то каждый уважающий себя школьник сообщил бы ему, что он вышел из носа майора Ковалева. Потому что когда смотришь на трансформации физиономии в короткометражном мультфильме "Твое лицо", как-то само собой вспоминается абсолютно гладкое место вместо носа, которое обнаружил одним несчастным утром на своей физиономии гоголевский герой. Правда, лицо персонажа фильма Плимптона переживает гораздо более крутые превращения. Описать их решительно невозможно: оно втягивается, вытягивается, оборачивается вокруг себя, скручивается в фитиль, завивается веревочкой, открывается, как круглая кастрюля... В общем, тут нужно перо Николая Васильевича.
Впрочем, Билл Плимптон родился в Америке, Гоголя в школе не проходил и славится как один из самых крутых независимых аниматоров. Только не спрашивайте меня, каким образом независимые аниматоры в Америке не умирают с голода, а даже выдвигаются на "Оскар". У нас на грани выживания не то что независимые, но и известные студии. Но речь не о них, а о Билле Плимптоне. Его короткометражные мультфильмы выдвигались на "Оскар" три раза. В 1987-м это был как раз фильм "Твое лицо", в 2005-м - "Собака-охранник". А третий раз он номинирован на "Оскар" 2011 года с картиной "Корова, которая хотела стать гамбургером".
Все эти фильмы можно увидеть в Галерее на Солянке, плюс - рисунки к ним. Потому что Плимптон каждый кадр своих фильмов рисует самолично - простым карандашиком, цветным или маркером. Правда, черно-белые карандашные рисунки он еще проводит через компьютер, добавляя "цифровой цвет". Этапы создания кадра наглядно представлены в "триптихах" (набросок - рисунок - рисунок, обработанный на компьютере) для фильма "Идиоты и Ангелы" (2008). Его, кстати, скоро можно будет увидеть в нашем прокате. Сам Плимптон особенно гордится одной из первых своих лент "25 способов бросить курить" (1989), потому что после нее бросила курить его мама.
Считается, что Плимптон - мастер черного юмора. Хэппи энд - это точно не его конек. Тем удивительнее, что в его фильмах отъявленных злодеев, в общем-то, нет. Странные типы, населяющие его картины, могут похвастаться лишь тем, что ничто человеческое им не чуждо. В том числе - слабости. Более того, все несчастья, которые на них обрушиваются, - частенько лишь следствие их желания "сделать, как лучше". Самый яркий тому пример - приключения, в которые попадает герой короткометражек "Влюбленный пес", "Собака-охранник", "Собака-поводырь". Симпатичный и резвый, как шарик, пес хочет лишь понравиться леди колли - и становится причиной смерти ее хозяйки, после чего мультфильм стремительно обретает макабрический оттенок. Аналогичные приключения происходят со сверхдобросовестным поводырем и охранником... Фактически каждый из этих фильмов становится вариацией на тему "заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибет". С этой точки зрения мотив встречи "идиотов и ангелов" оказывается в центре внимания не только одноименного фильма. Смешные и печальные ленты Плимптона, созданные, кажется, только для того, чтобы заставить зрителей смеяться, в сущности, исследуют пределы человеческого в человеке. Обнаруживая при этом, что тупоумие и хитроумие могут мирно уживаться в одном благодушном и смертельно опасном существе.
Можно было бы счесть Плимптона законченным мизантропом, если бы не появление социальных мотивов в его новом фильме "Корова, которая хотела стать гамбургером". Судя по нему, художник не оставил надежды на улучшение нравов. Или по крайней мере - на более адекватное восприятие людьми рекламы. Сделанный в ярких тонах детской книжки, новый мультфильм явно подразумевает возможность показа его детям. О том же свидетельствует и непривычно для Плимптона благополучный финал. Недотепа-теленок, зачарованный рекламой гамбургера, начинает мечтать о том, чтобы стать им. Но тощего малыша мясники не берут, тыкая для острастки электрошокером. Обиженный герой решает сделать все, чтобы его мечта сбылась. Всем жертвам рекламы посвящается. Этот фильм можно было бы показывать каждый день в программе "Спокойной ночи, малыши!", если бы он не был так актуален у нас для взрослых.
Пока же остается возможность прийти на Солянку, чтобы пройти обязательный образовательный курс от Билла Плимптона. Чтобы бросить курить, научиться целоваться и не верить рекламе...