Антон Носик: Функция СМИ состоит в том, чтобы передавать информацию

да

Виктор Лошак, журналист:

- Все эти тревоги о судьбе прессы прежде всего говорят об очень больших, просто радикальных изменениях в форматах. В том числе в форматах самих газет и журналов. Сейчас мы наблюдаем, например, что из-за давления со стороны Интернета многие ежедневные газеты движутся в сторону еженедельников. У них возникают приложения, появляется масса жанров и размеров, которые раньше не были для них характерны. И это все явное движение в сторону еженедельников. В то время как на рынке еженедельников заметно движение в сторону ежемесячников. Все чаще появляются "вечные материалы" и т.п.

Как показала история смерти еженедельного журнала "Русский Newsweek", у ранее популярных еженедельных журналов новостного формата и журналов, обозревающих новости недели, - тяжелейшее состояние.

Но вопрос, конечно, не стоит так радикально: быть или не быть бумажной прессе? Мне кажется, что у традиционной прессы есть еще очень много читателей. И даже среди молодых людей, про которых говорят, что они с молоком матери впитали способность познавать жизнь только в Интернете и только с экрана.

Я думаю, что у нас всегда останется потребность в тактильности, в тактильных отношениях с носителем информации. Это показывает и опыт других стран - к бумажной прессе привыкли. И, кстати, в Англии, например, ничего страшного с прессой не происходит.

Конечно, рынок станет жестче. Будет больше газетных "смертей". Сейчас на российском рынке ежегодно умирает 2,5 тысячи названий газет и журналов. Возможно, эта цифра увеличится.

Но кто сказал, что конкуренция с Интернетом не сыграет на руку бумажной прессе, не заставит нас работать лучше, оперативнее, качественнее. Быстрее меняться, быстрее учитывать вкусы читателей.

Кроме того, возникает формат общий для Интернета и для печатных изданий.

Одни и те же издания создают форматы, удобные как для айпадов, так и для бумажного варианта.

Я считаю, что так уж грустно вопрос о судьбе бумажной прессы не будет стоять. Просто рынок станет разноообразнее и изобретательнее.

У газет и журналов, как у признанного культурного формата, есть свои преимущества. Здесь я могу говорить, опираясь на исследования рынка журналов-еженедельников, не связанных с еженедельной информационной картинкой. Интернет пока не может конкурировать с ним и в плане изобразительном.

Да, мне кажется, что жестко новостная лента со временем будет считываться только с Интернета. Но вот "почитать-подумать" - это преимущество дают газеты и журналы. Такое беллетристическое чтение позволяет связать картинку с текстом и об этом подумать тоже. Увидеть в картинке детали. "Огонек" очень часто публикует фотографии, когда-то публиковавшиеся в старом "Огоньке". У нас даже есть клуб любителей этих фотографий.

Люди их рассматривают детально, их интересует, какие носки носили школьники, как были надеты платья на женщинах, как они закалывали волосы и какие делали стрижки. "Подробности жизни" люди все равно будут считывать с бумаги. И это тоже залог сохранения бумажной прессы.

Разговоры о смерти бумажной прессы аналогичны когда-то актуальным разговорам о том, что с появлением кино умрет театр, а с появлением ТВ - кино. Ничего не исчезнет, просто будет деформировано. Причем в сторону интереса читателя и пользователя Интернета.

нет

Антон Носик, создатель электронных изданий "Газета.Ру", "Лента.Ру", "Вести.Ру":

- Функция СМИ состоит в том, чтобы передавать информацию. В разные эпохи развития человечества для нее предназначались разные носители. Мы все помним, что когда-то информация передавалась на глиняных табличках, когда-то - на каменных плитах, на пергаменте из кожи телят и других животных.

Потом появилась бумага и книгопечатание - новый формат. В течение нескольких веков бумага и чернила были основными техническими составляющими в передаче периодической информации, в переписке между людьми и печатании книг. Но я не вижу даже предмета для обсуждения того факта, что эта эпоха уже давно закончилась. Можно этого не замечать и как угодно себя обманывать, но любые цифры, сравнивающие оборот информации на бумажном носителе и в электронной форме, показывают, что примерно на одну букву, которая печатается на бумаге сегодня, приходится тысяча букв, которые выходят в "цифре". У многих традиционных газет количество посетителей сайта больше тиража.

Другой пример: в крупнейших магазинах мира больше книг продается в цифровом формате, чем в традиционном. Электронные книги предназначены для всех тех, у кого есть привычка и желание читать. А рассуждения, что бумажную книгу я буду читать, а электронная меня раздражает, не выдерживают критики. Если есть такая ежедневная необходимость - читать, то удобнее и дешевле читать электронную книгу. И экологичнее тоже.

К слову, привычка к бумажной книге как к фетишу гораздо более устойчивая, чем привычка к бумажной газете. Последняя - не тот объект, который бережно сохраняется в течение многих лет. Годна она на следующий день разве на то, чтобы завернуть в нее селедку. Газета живет один день. Книги же - это традиционные ценности. Поэтому книга на бумаге, как физический носитель текстов, конечно, сохранится. Примерно также, как сохраняются виниловые диски. Они существуют не для того, чтобы просто музыку послушать... Ее можно послушать и по радио. Слушать диски на проигрывателе с алмазной иглой - для многих людей - это определенная культура. Это отдельное самоценное занятие - радоваться носителю: книге в красивой обложке или диску. И в этом смысле чем более старый носитель, тем круче.

У электронных газет, конечно, есть свои минусы. Например, их нельзя листать. И чтение их отличается от привычного способа потребления людьми информационного продукта, они непривычны и в какой-то степени поэтому вызывают некоторую реакцию отторжения. Но если говорить о прессе как о бизнесе и общественной функции, тут есть только плюсы. Потому что миссия средств массовой информации состоит в том, чтобы передавать информацию, а не в том, чтобы способствовать вырубке лесов. Мы все, и читатели, и журналисты, не в типографском бизнесе состоим. Поэтому нет никакой трагедии в том, что исчезнут газеты на бумаге. Журналистам и читателям хуже от этого не станет. Тексты есть тексты, и читать их можно и в Интернете.

Сколько времени пройдет, когда исчезнет непривычность электронных газет? На самом деле уже сейчас миллионы людей в России через этот барьер перешагнули и читают новости и аналитику только в Интернете. Для них то, что мы сейчас с вами обсуждаем, уже не актуально.