В центральном доме литераторов на Большой Никитской прошел заключительный этап международной премии "Москва-Пенне".
Молодежь перестает читать - не устают сетовать сегодня лучшие умы отечественной культуры. Западную интеллигенцию эта проблема обеспокоила еще в конце 70-х (наша страна в ту пору еще представлялась самой читающей в мире), когда итальянский поэт, а по совместительству преподаватель литературы в лицее городка Пенне (область Абруццо) Джино Криати придумал привлечь своих учеников к определению, условно говоря, итальянской "книги года". В идею вложились известные фирмы, маститые итальянские писатели выбрали из вышедших в стране книг три лучших, и в один прекрасный день в зале администрации Пенне собралось общественное жюри, по составленным Криати правилам на 70% состоящее из школьников и студентов. Дискуссия была бурной: авторы книг рассказали о себе, ответили на вопросы жюри, и признанный школьниками и студентами лучшим из них получил немаленькую премию. Так, может быть, впервые в истории современной литературы читающий народ, и никто иной, прямым голосованием отметил и наградил понравившегося ему писателя.
Премия Citta di Penne ("Город Пенне") развивалась, обрастала номинациями, стала называться "общенациональной", ее лауреатами становились известные писатели вроде Роберто Пацци и Микеле Приско. К середине 90-х к идее определять лучшую книгу не по "нагнанной" рекламой цифре продаж, а по реальным художественным достоинствам присоединилась Москва.
Профессиональное жюри новоявленной международной премии "Москва-Пенне" во главе с первым секретарем Союза писателей Москвы Евгением Сидоровым предлагало читать и обсуждать книги студентам лучших московских вузов - МГУ, МГИМО, Литературного института имени Горького, Московского лингвистического университета. Старшеклассники школ и лицеев разбирали на внеклассных занятиях произведения Фазиля Искандера, Бориса Екимова, Людмилы Улицкой, читатели библиотек делились впечатлениями от повестей Валентина Распутина и Григория Бакланова. Одной из целей, которую ставили себе организаторы российской премии, - забыть про клановость, разделившую русскую литературу.
Вот и в этом году профессиональное жюри предоставило вниманию своих коллег-общественников произведения Анатолия Курчаткина, Владимира Личутина и Сергея Юрского, писателей совершенно разных по стилям и подходам к действительности. Общее у этих авторов сегодня лишь то, что у их книг сегодня нет больших тиражей, а сами они, замечательные, известные прозаики, сегодня находятся вне сферы внимания крупнейших издателей. Директор библиотеки имени Тютчева, как член общественной коллегии премии обязанная перед голосованием прочесть все предложенные профессиональным жюри книги, говорила, что с трудом, перед самым голосованием, смогла найти журнал с повестью Юрского.
Такими же не вписывающимися в окружающие их обстоятельства фигурами смотрятся и герои книг. Для персонажа романа Курчаткина, по взглядам на жизнь и характеру совершенного "одинокого волка", эти самые обстоятельства просто опасны для жизни, и он спасается от них по странам и континентам. "Выскочивший из круга" - так называется повесть Сергея Юрского, героя которой, удачливого, казалось бы, бизнесмена по фамилии Послух, раскрученного на лохотроне, выбрасывает из старой жизни и он пропадает в новой. Даже в контексте выписанной искусным стилистом Личутиным (повесть "Сон золотой") тяжкой картине русской жизни середины ХХ века фигуры его родителей смотрятся обособленно, не сливаются с общим пейзажем.
Общественное жюри приняло сторону Юрского, которому пришедший на церемонию представитель области Абруццо вручил главную премию "Москва-Пенне-2010".
Обозреватель "Российской газеты" побеседовал с победителем:
РГ: Сергей Юрьевич, а вам не кажется, что многие современные герои русской литературы чувствуют себя чужими в современности? Как, к примеру, ваш герой.
Сергей Юрский: Вы знаете, да, во многих книгах, что я читаю, человек во времени не умещается. Сегодня, когда вся наша жизнь спрессована "в икру", писатели пытаются разглядеть там, в банке, одну, отдельно взятую икринку. Но лично мне "выскочивший из круга" не кажется аутсайдером, наоборот, он инсайдер, он один из создателей этого времени. Да, он чего-то не осознает по слабости общей культуры, но его сообразительность, витальность - колоссальны.
РГ: Бизнесмен "от сохи"...
Юрский: А таких сегодня большинство! Либо от сохи, либо от физики. Все остальные - это отставшие от времени и перегнавшие время, старающиеся из него выскочить. А средней части населения, той, что раньше называлось словом "мещанство", сегодня, по-моему, уже нет. Оно имело свою культуру, которую художники, идя вперед, поносили и шли вперед. Потом проходило некоторое время, и мещанство, подумав, усваивало такой подход.
РГ: А что происходит сейчас?
Юрский: Художники сегодня самые большие мещане, какие только могут быть. Потому что главной задачей искусства стало понять, чего хочет так называемая "большая часть населения". Всех волнует уровни продаж и больше ничего.
РГ: Вас, насколько мне известно, это никогда особо не волновало.
Юрский: А я аутсайдер, не скрываю этого, и, признаться, был очень удивлен, что моя книга оказалась выдвинутой на премию. Да, меня сегодня издают, продается это плохо, и я не очень волнуюсь по этому поводу, потому что занимаюсь многими и разными делами. Но, видимо, много неудач должны были рано или поздно сложиться в удачу.
Справка "РГ"
Российско-итальянская литературная премия "Москва-Пенне" была учреждена в России в 1996 году Министерством культуры РФ, писательскими организациями Москвы и России, администрациями области Абруццо (Италия) и компанией Brioni Roman Style. Ее прообразом стала ведущая начало с 1979 года премия Cittа di Penne ("Город Пенне"). Победитель выбирается голосованием общественного жюри, состоящего из студентов, старшеклассников и москвичей-книголюбов. Лауреатами "Москва-Пенне" в разные годы были В. Распутин, Ф. Искандер, Л. Петрушевская, Л. Улицкая, Б. Васильев, А. Волос, А. Ким, В. Маканин, Г. Бакланов и другие.