С 1 января РФ прекратит производство и продажу ламп накаливания мощностью более 100 Вт

С 1 января 2011 года в России будут запрещены производство и продажа "лампочек Ильича" мощностью более 100 Вт. Об этом шла речь на Московском международном форуме "Светодиоды в светотехнике"-2010.

Сейчас на энергосберегающие лампы приходится 42% мирового рынка. Доля светодиодных ламп, LED и OLED (органические светодиоды), пока невелика - 6%. К 2015 году разрыв сократится: светодиодные лампы займут 28%, люминесцентные - 43%, считают специалисты. В России светодиоды, по оценкам "Роснано", занимают 4% от рынка осветительной продукции (его объем в 2008 г. - $1,6 млрд). Ежегодно в стране производится 600-700 млн ламп накаливания, что обеспечивает до 90% потребностей рынка. А энергосберегающих лампочек, по данным Philips Lighting, сейчас продается лишь около 40 млн в год.

На лампы накаливания пока приходится 58% мирового рынка освещения, но к 2015 г. за ними останется лишь 30%: многие страны собираются перейти на энергосберегающие источники освещения - компактные люминесцентные (КЛЛ) и светодиодные LED-лампы.

Однако, по мнению представителей бизнес-сообщества, правила на рынке светодиодов пока несовершенны. "Нам не хватает стандартов, внятной тарифной политики государства, много откровенно плохих товаров, - заявил генеральный директор Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе Евгений Долин. - Но уже не так часто, как в предыдущие годы, мы видим неквалифицированного покупателя и неквалифицированного продавца".

Немецкие лидеры технологий также видят большой потенциал в развитии российского рынка: "Акцент на энергоэффективную технику важен для России, которая и в этой сфере идет путем модернизации, - отметила старший вице-президент Messe Frankfurt Exhibition Ирис Еглица-Мосхаге. - Так, например, по сравнению с 2007 годом энергопотребление в России до 2020 года должно снизиться на 40%".

Благодаря пришедшему в отрасль капиталу, как государственному, так и частному, по мнению экспертов, стали интенсивнее развиваться отечественные производства светодиодов, которые имеют или будут иметь в ближайшее время полный технологический цикл: от ключевой технологии производства светодиодов до производства светотехнических изделий со светодиодными источниками света. "От Мурманска и Нальчика до Благовещенска, повсюду создаются предприятия по производству светодиодной техники, идет потенциальный рост производства, появляются предприятия по корпусированию светодиодов", - отметил г-н Долин.

Консолидирующую роль в формировании рынка, по мнению участников форума, сыграет учрежденная в этом году Ассоциация "Некоммерческое партнерство светодиодов и систем на их основе". Основными задачами партнерства станут защита инвестиций компаний в национальное производство, в развитие национальных технологий, в светодиодную и смежную с ней науку и образование, развитие качественного и количественного рынка светодиодов, формирование правил и норм функционирования светодиодного рынка России. Некоммерческое партнерство, по мнению экспертов, может стать еще одним драйвером рынка и системообразующим фактором на нем.

"Именно в светодиодном направлении мы видим будущее светотехники, - заявил представитель компании Osram Opto Semiconductors Василий Басов. - Сегодня мы отмечаем существенный рост доли светодиодного освещения на российском рынке. Сейчас можно говорить о 3%-6% от общего рынка освещения. В течение трех-четырех лет эта доля возрастет до 20%-25%, что увеличит наш рынок в 5-6 раз".

По мнению участников форума, большую роль в формировании рынка светодиодов играют инициативы государства, например, 261-й закон. Многие компании и государственные органы обратили внимание на энергоэффективное освещение и активно инвестируют в эту область. "Во всех новых инфраструктурных проектах уже закладывается энергоэффективность освещения, - говорит Василий Басов. - Сейчас на рынке светодиодов большую часть занимают российские компании, я имею в виду конечную продукцию. 80% рынка светодиодной продукции представлены отечественными компаниями. Это обусловлено тем, что именно российский производитель может удовлетворить те требования, которые предъявляют российские стандарты и правила".

Согласно расчету аналитиков, рынок светодиодных ламп увеличивается в среднем на 52% в год. В 2011 году, когда Россия начнет переход на энергосберегающие лампы, мировой светодиодный рынок увеличится до $9 млрд.

Пока активному распространению светодиодов мешают два фактора - малая мощность и высокая цена. Впрочем, первая проблема уже решена. Правда, за счет еще большего удорожания: в Японии уже производятся высокомощные светодиоды по 30 долларов за штуку. Однако эксперты прогнозируют снижение стоимости светодиодных ламп через три-пять лет.

"Одним из основных барьеров создания новых производств выступает отсутствие технологии производства, - считает управляющий директор "Роснано" Сергей Поликарпов. - Второй барьер - это необходимость больших капиталовложений, так как технология производства светодиодов требует большого количества весьма дорогостоящего оборудования. И организация такого производства потребует нескольких десятков миллионов евро инвестиций. Но здесь очень большое значение имеет "эффект масштаба. То есть при увеличении выпуска существенно снижается себестоимость, так как в ней большая доля постоянных затрат. Например, амортизация дорогого оборудования. Поэтому меры по стимулированию спроса могут ускорить процесс снижения себестоимости, а соответственно, и цены ламп".