Есть идея создать специальный фонд объемом 10-20 млрд рублей, чтобы поощрить регионы к зарабатыванию собственных денег и отучить их от привычки к субсидиям. На средства из фонда могут рассчитывать только те субъекты РФ, которые отличились в привлечении частных инвестиций и могут похвастаться динамикой прироста добавленной стоимости. Об этом сообщил в Госдуме во время "круглого стола", посвященного межбюджетным отношениям, заместитель министра финансов Антон Силуанов.
В этом году, по оценке первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галины Изотовой, дефицит региональных бюджетов ожидается в размере 500 млрд рублей. Однако представителей почти десяти субъектов и муниципалитетов, которые пришли в этот день в Госдуму, больше интересовали не текущие проблемы, а как будут распределены бюджетные ассигнования на следующий год. Тем более что проект федерального бюджета на 2011-2013 годы должен быть вскоре рассмотрен во втором чтении.
По словам зампредседателяКомитета Госдумы по бюджету и налогам Надежды Максимовой, размер фонда финансовой поддержки регионов пока остается практически на прежнем уровне. Так, объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета в 2011 году определен в размере 569,8 млрд рублей, что всего на один процент меньше, чем в этом году. Между тем, по словам Максимовой, сумма на сбалансированность региональных бюджетов будет увеличена на 6,9%. На сельские дороги подкинут 5 млрд рублей субсидий. И еще сейчас рассматривается вопрос о выделении 500 млн рублей на строительство детских садов. В следующем году будут сохранены и бюджетные кредиты, причем по льготной ставке.
В 2011 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований запланированы в объеме 396,9 млрд рублей, что мало отличается от уровня этого года. Причем в 2012 и 2013 годах предлагается сохранить общие объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов России на уровне 2011 года. И минфин поддерживает эту идею.
Хотя некоторые эксперты выступали с критикой выделения дотаций, что они не стимулируют регионы к зарабатыванию денег.
Антон Силуанов, в свою очередь, на примерах показал, почему нет возможности пока отказаться от них полностью. Все дело в том, что наши регионы очень сильно отличаются по экономическим показателям. Так, к примеру, разница между валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения в Тюменской области и Ингушетии достигает 24,4 раза. А расчетная бюджетная обеспеченность до выравнивания на душу населения в регионах с максимальным (Москва) и минимальным (Ингушетия) значениями также разнится в 25 раз.
Есть методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, имеющих самый высокий уровень, и 10 субъектов РФ с самым низким уровнем бюджетной обеспеченности. В результате проведенных расчетов разница между 10 максимально и 10 минимально обеспеченными регионами в 2011 году должна сократиться с учетом предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ с 5,8 до 2,4 раза.
- Вместе с тем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности направляются субъектами РФ прежде всего на финансирование текущих расходов территориальных бюджетов. В связи с чем целесообразно рассмотреть возможность их индексации на прогнозный уровень инфляции: в 2011 году на 6,5 %, в 2012 году - на 6 % и в 2013 году - на 5,5 %, - прокомментировала корреспонденту "РБГ" предложение своего Комитета Галина Изотова.
Тем не менее и представители минфина, и депутаты профильных комитетов понимают, что дотации расслабляют регионы, так как являются нецелевой финансовой помощью. С одной стороны, снижение объемов таких трансфертов на следующий год по сравнению с текущим произошло в 28 субъектах РФ. Однако число получателей практически не меняется: в 2011 году эти дотации будут предоставляться 69 регионам (в 2010 г. - 70). На следующий год в число получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности включены Вологодская и Свердловская области. "Выпали" Московская, Кемеровская и Сахалинская области.
На "круглом столе" звучало предложение заменить часть дотаций налогом на прибыль организаций. Однако, по словам Антона Силуанова, богатые регионы станут еще богаче, а бедные еще беднее. Ведь очевидно, что на промышленно развитых территориях дополнительные поступления налога на прибыль в бюджеты РФ несравнимо выше, чем на глубоко дотационных.
По расчетам минфина, у большинства регионов уровень собственной обеспеченности без финансовой помощи извне - меньше 50%. Так, у 36 субъектов РФ собственных налоговых и неналоговых доходов едва хватает на социально-значимые расходы: зарплату и начисления, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение и т.д. Если к ним добавить еще восемь регионов, где и на самое необходимое нет средств в казне, то получается, что 44 субъекта в нашей стране не способны сами покрыть свои главные обязательства перед населением.
Как вы думаете, сколько мы имеем регионов-доноров? По данным минфина, в этом году только 8 субъектов имеют долю межбюджетных трансфертов в доходах менее 5%. Получается, что лишь одна десятая территория крепко стоит на ногах. В следующем году количество регионов-доноров должно увеличиться до 14.
Эксперты уже давно задаются вопросом: что лучше, дотация или субсидия? Первое - это расходное обязательство России по обеспечению равных возможностей регионов. Второе же, по сути, - добрая воля государства, которая направлена на целевую финансовую помощь отдельных региональных проблем. На следующий год проектом бюджета предусмотрено 93 субсидии, из которых только 17 федеральным бюджетом распределены на сумму 131,6 млрд рублей. Для сравнения, в этом году регионам досталось 75 субсидий, из федеральной казны, по данным минфина, на эти трансферты было потрачено 87,3 млрд рублей.
При анализе выделения субсидий в этом году наблюдаются две любопытные тенденции. К примеру, ряд сильных регионов (Татарстан, Калининградская область) оттягивают на себя знатный пирог федеральных субсидий. Это происходит потому, что они имеют реальные возможности софинансирования проектов. Другая тенденция - после получения трансфертов некоторые территории (Мордовия, Ингушетия, Чечня и др.) по финансовой обеспеченности фактически становятся регионами-донорами.
Между тем долго кормить из бюджетной ложечки регионы не собираются. По оценке ряда депутатов, в проекте федерального бюджета на 2012-2013 годы расходы на межбюджетные трансферты субъектам РФ и муниципалитетам, скорее всего, будут сокращены до 443,8 млрд рублей и 442,4 млрд рублей соответственно. Таким образом, бюджетные ассигнования в 2012 году снизятся на 126,1 млрд рублей. Разница по сравнению с 2011 годом существенная - почти 22 %.
Что будет идти "под нож" в первую очередь? По мнению Антона Силуанова, будет урезано 20 субсидий, количество которых, на его взгляд, сейчас завышено. "Объем субсидий планируем уменьшить от 100 до 60 млрд рублей", - уточнил замминистра финансов корреспонденту "РБГ".
В основном это связано с тем, что в 2012 году расходы на милицию, а это 200 млрд рублей, полностью перейдут на федеральный бюджет.
Кроме того, от заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Когана и директора Института межбюджетных отношений Владимира Климанова звучали предложения перейти к практике консолидации субсидий. По словам Когана, выделяется большое количество субсидий на программу "Жилище". Их нужно обсчитать с учетом стратегии развития территорий и выделить только одну. А регионы пусть от нее "отщипывают".
Минфин в свою очередь предложил отменить федеральные льготы по региональным и местным налогам. Например, по налогу на имущество ряда организаций и физических лиц. А также отказаться от налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций уголовно-исполнительной системы, земельных участков для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В качестве "пряника" заместитель министра финансов предложил создать фонд экономического стимулирования 10-15 наиболее отличившихся регионов. Средства фонда пойдут на погашение кредитов, взятых на инфраструктурные мероприятия под инвестиционные проекты с высокой долей добавленной стоимости от обрабатывающих отраслей промышленности. И на аналогичные новые проекты.
Соотношение доходных источников и расходных обязательств субъектов РФ