Суд пролетарского района признал правоту ростовчанки Ларисы Прокофьевой и удовлетворил ее иск к управляющей компании ЖКХ о возмещении материального ущерба.
Ростовчанка два года назад купила квартиру в доме на 35-й линии. Но жилье оказалось с "изюминкой": трубы водоснабжения проходили не как обычно, через подвал, а почему-то через технический этаж здания под самой крышей, то есть над потолком квартиры, в которой поселилась Прокофьева. Туда же поставили расширительный бак для нагрева воды. Этот бак постоянно протекал в месте соединения с трубой, вода сочилась на потолок - и в комнате, естественно, развелась сырость. Женщина не раз бегала в управляющую компанию, жаловалась и требовала устранить течь - но ничего не менялось в течение двух лет.
В конце концов лопнули и труба, и терпение Прокофьевой. Вода окончательно залила квартиру, и она обратилась по "горячей линии" в окружной комитет по защите прав потребителей.
Юристы, собрав все бумаги, заставили управляющую компанию составить акт, заказали экспертизу, которая определила реальный ущерб в 15 тысяч рублей. Но на требование комитета выплатить пострадавшей эти небольшие деньги управляющая компания не отреагировала. Тогда юристы комитета обратились в суд. Там постановили взыскать с виновной в нарушении интересов жильца компании 43,5 тысячи рублей. К установленному материальному ущербу судья приплюсовал моральный вред - две тысячи рублей, более четырех тысяч рублей на экспертизу, семь тысяч на оплату услуг юриста, а также штраф. Ведь сегодня, согласно закону о защите прав потребителей, если виновная организация в добровольном порядке не удовлетворяет требования пострадавшего от некачественных услуг, то суд удерживает с нее до 50 процентов от суммы, взысканной в пользу потребителя. Хотя эти деньги перечисляются в бюджет, а не непосредственно истцу, для нарушителей штраф служит хорошим наказанием.
- Денег хватило на косметический ремонт, но самое главное, я получила моральное удовлетворение от того, что удалось поставить на место бессовестных работников из обслуживающей компании! - рассказывает Лариса Прокофьева.
По словам председателя комитета по защите прав потребителей Южного федерального округа Юрия Гусакова, жалобы на некачественную работу ЖКХ составляют львиную долю обращений от населения. Судя по статистике, с преобразованием старых ЖЭКов в управляющие компании в отрасли мало что изменилось. Того же мнения и Александр Жила, еще один ростовчанин, вышедший победителем в борьбе с собственной управляющей компанией. В доме N 41/19 на улице Ларина Александр живет с 1972 года. Считает: на смену неэффективным управленцам из ЖЭКа пришли точно такие же из управляющей компании - отремонтированная было крыша его дома стала протекать снова уже через несколько месяцев.
Жила первым из ростовчан добился компенсации морального ущерба от коммунальщиков - три тысячи рублей вдобавок к отвоеванным 25 тысячам компенсации за ремонт квартиры. И теперь готовится бороться за свои права жильца дальше: за три года работы управляющая компания ни разу не представила отчет о работах по ремонту, о том, как используются денежные средства, собранные жильцами, а теперь еще в одностороннем порядке внесла изменения в договор на обслуживание дома, прописав условие, что УК имеет право направлять на собственные нужды 25 процентов от сэкономленной тепловой энергии.
Представители другой стороны - сами управляющие компании - видят первопричину нынешних сложных взаимоотношений с жильцами в инертности населения. Жители лишь 11 процентов домов выбрали себе форму правления ТСЖ, и это в основном в новостройках. Для тех, кто равнодушно промолчал, управляющие компании назначались по конкурсу, который проводили муниципальные власти. Причем нередко передавались не сами дома, а муниципальные квартиры в этих домах.
- И это была первая ошибка. Нельзя передать на обслуживание квартиру одной компании, притом что домом управляет другая, - считает заместитель директора УК "Центр", кандидат экономических наук Виталий Австриевских. - Во-вторых, у нас получилось так, что бывшие МУФЗ перешли в УК, все работники на тех же местах и остались, сменились только вывески. По словам представителей управляющих компаний, на текущий ремонт зачастую банально не хватает денег. Ситуация усугубляется, если в доме много неплательщиков. Поскольку на УК висит еще обязанность сбора коммунальных платежей, то, когда не хватает финансовых средств, деньги на оплату услуг ЖКХ компании берут из тех, что предназначены на ремонт.