Перестроить коренным образом городскую целевую программу "Электронная Москва" потребовал вчера мэр Москвы Сергей Собянин на совещании, посвященном бюджету Комитета по информационным технологиям города на 2011 год.
"Конечная цель реализации этой программы не объем затраченных средств и ресурсов, - сказал мэр. - Мы должны выстроить, создать интерактивное общение с гражданами и бизнесом через систему информационных коммуникаций таким образом, чтобы самим быть доступными, а с другой стороны - знать, чего хочет бизнес от города, чтобы бизнес и граждане участвовали в управлении городом".
Пока же, по словам Сергея Собянина, входя в двадцатку крупнейших городов мира, Москва не входит даже в сотню по уровню развития информационных технологий. И в самом деле, прежние московские власти и сами признавали отсталость столицы на этом направлении. Например, побывав минувшим летом в Перми, они с завистью наблюдали, как жители города на берегах Камы записываются в очередь к врачу прямо из дома - по Интернету. Как с гордостью рассказал гостям губернатор Пермского края Олег Чиркунов, жалобы на то, что невозможно попасть на прием к нужному специалисту, пропали буквально на третий день после внедрения этой системы. Дело в том, что по Интернету пермяки теперь сами выбирают и наиболее удобное время для посещения поликлиники, и врача, и даже саму поликлинику.
В школах же и гимназиях этого города давно в ходу не простой бумажный дневник, а электронный, который действует здесь уже с 2007 года. Для того чтобы узнать, как дела у сына или дочки в школе, родителям не нужно выбирать больше время для встречи с классным руководителем, а достаточно набрать фамилию ребенка на сайте школы и узнать, какие отметки сегодня он получил, как вел себя, что ел на обед - меню представлено тут же - и отметка, сделанная с помощью электронной карты ученика, какие именно блюда ребенок заказал себе.
Проявив огромный интерес к опыту уральцев, москвичи тем не менее до сих пор не внедрили его. "Несмотря на то что большинство наших учреждений доступны с помощью Интернета, мы не можем похвастаться оказанием услуг в области медицины - записи к врачу, записи в читальный зал библиотеки, в школы, детские сады", - посетовал мэр Москвы. Кое-какие шаги, конечно, предпринимаются и в столице, но пока они, как правило, половинчатые. В частности, с этой осени семья в столице может встать в очередь для устройства ребенка в садик. Но как эта очередь подвигается? Почему вчера у вас был, например, номер 120, а сегодня стал 128? Этого москвичам никто не объяснит.
По-прежнему очень узок и список документов, которые можно получить через "электронную приемную": из 500, наиболее востребованных горожанами, как подсчитали в комитете государственных услуг города Москвы, получить, не выходя из дома, можно всего 5. "Надо выделить список первоочередных услуг, которые необходимо оказывать гражданам и бизнесу в электронном виде, и в течение года скрупулезно, четко их отработать", - потребовал вчера Сергей Собянин.
По мнению мэра, программа "Электронная Москва" должна помочь в оказании услуг и бизнесу. В частности, чтобы предприниматели могли в электронном виде отправить заявку на инвест-контракт, получение земли, строительство жилья и так далее. Это очень важно для привлечения инвесторов, но станет возможным, отметил Сергей Собянин, только тогда, когда будет отработана еще одна очень важная задача этой программы - межведомственного взаимодействия. Дело в том, что сегодня, по его словам, в городе 160 ведомственных баз данных, а уровень взаимодействия между ними минимальный: "Это отражается и на бизнесе, и на горожанах: чтобы получить какую-то справку, вместо того, чтобы обеспечить взаимодействие баз данных, мы посылаем человека по кругу", - возмущался градоначальник.