По громкоговорителю объявлена тревога: после неудачной посадки загорелся Ил-62. Тут же завыли сирены пожарных машин и карет "скорой", подъехавших к месту происшествия. В считанные минуты собралась команда из 136 человек, готовая к проведению аварийно-спасательных работ.
Именно так начались учения по гражданской обороне в международном аэропорту Домодедово.
Учения проводятся раз в год для того, чтобы подтвердить готовность всех служб аэропорта, а также противопожарной службы МЧС России по Московской области и отдела ГО и ЧС городского округа Домодедово к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Все условия, в которых работают спасатели, максимально приближены к реальности. Как рассказали в пресс-службе аэропорта, всего существует шесть типовых ситуаций с воздушными судами (например, захват воздушного судна или диверсия с угрозой применения взрывных устройств на борту воздушного судна), а также три, которые не имеют отношения к воздушным судам (например, пожары в зданиях и сооружениях). Учения, проходившие в этот раз, включали в себя элементы авиационного происшествия на борту, инцидентов в полете и на земле.
"Легенда" была такова: воздушное судно вынуждено сесть с невыпущенной основной левой стойкой шасси. Далее самолет делает два-три круга на расстоянии пятидесяти метров над посадочной полосой для того, чтобы специалисты проверили шасси и дали разрешение на посадку. Разрешение пилоты получают, а специалисты, увидев, что шасси стоят на месте, прогнозируют: посадка пройдет благополучно на 80 процентов. Но аварии избежать не удается. При посадке крыло самолета, где, как известно, расположены топливные баки, цепляет взлетную полосу. Под самолетом разливается топливо. Вспыхивает пожар. Самый настоящий.
- Если такая ситуация случается в реальности, то время подачи первого огнетушителя должно составить не более трех минут. Через четыре минуты температура внутри самолета становится "закритической", и тогда спасать уже просто некого, - говорит начальник отдела поискового и аварийно-спасательного обеспечения Михаил Пыжов.
Пока тушили загоревшийся самолет, в ста метрах от него развернулся госпиталь, где "пострадавшим" оказывали первую медпомощь. Раненых (их изображали сотрудники аэропорта) на носилках доставляли в кареты "скорой". На тушение пожара, эвакуацию пассажиров, первую медицинскую помощь, устранение последствий аварии - на все ушло около сорока минут. Оказывается, в реальной жизни все происходит быстрее.
- Для учений берутся самые тяжелые случаи и идет отработка каждого элемента, - говорит Пыжов. Этим можно объяснить длительное время аварийно-спасательных работ. В жизни все службы действуют одновременно и на то же самое уходит не более пятнадцати минут. Эвакуация, например, при использовании 50 процентов выходов должна пройти за 90 секунд. И в заключение начальник отдела поискового и аварийно-спасательного обеспечения добавляет: "Аварийно-спасательная команда сработала профессионально, уж поверьте".