Станислав Наумов: Отраслевые стратегии обеспечат прозрачные "правила игры" для бизнеса до 2020 года

В этом году министерство промышленности и торговли разработало целый пакет стратегий развития отраслей промышленности. Заместитель министра Станислав Наумов подвел итоги этой работы и рассказал, какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации стратегий и какие меры принимает ведомство для развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере.

- Станислав Александрович, в чем суть разработанных Минпромторгом России стратегий развития отраслей?

- Стратегии развития отраслей промышленности являются основным механизмом реализации промышленной политики. Отраслевые стратегии представляют собой согласованные между государством и бизнесом ориентиры развития и задают прозрачные "правила игры" на десятилетия вперед. Соответственно, результаты реализации стратегий напрямую зависят от того, в какой степени участниками процесса отраслевого развития соблюдаются добровольно взятые на себя обязательства. Со стороны бизнеса речь идет, как правило, об обязательствах, связанных с технологической модернизацией и созданием новых высокотехнологичных производств, а также с созданием конкуренто способной продукции. Государство, в свою очередь, вырабатывает и реализует механизмы стимулирования и поддержки подобных процессов. К таким механизмам в первую очередь можно отнести:

- поддержку процессов технологического перевооружения через субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на соответствующие цели (с 2005 г. выдано субсидий на сумму 6,86 млрд рублей);

- стимулирование высокотехнологичного экспорта через субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам (с 2005 г. выдано субсидий на сумму 28,8 млрд рублей);

- применение мер таможенно-тарифного регулирования с одновременным созданием преференциальных условий для инвесторов, способствующих созданию иностранными и российскими компаниями новых производств на территории РФ (режим промсборки в автопроме, приоритетные инвестиционные проекты в лесной промышленности) и др.

- В декабре текущего года предполагается утверждение "Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года", в которой заложены основные принципы развития отрасли. Какие меры предпринимаются в целях улучшения ситуации в сельскохозяйственном машиностроении?

- В настоящее время стратегия разрабатывается. В рамках текущей работы министерство на условиях государственно-частного партнерства выполняет ряд важнейших инновационных проектов, в частности, по разработке и организации производства сельскохозяйственного трактора, созданию комплекса лесозаготовительных машин и колесных шасси лесозаготовительных машин, а также по созданию и организации серийного производства модельного ряда дизельных двигателей.

В течение 2009 года и января-сентября 2010 года за счет поддержки в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам отечественным предприятиям - производителям экспортированной сельскохозяйственной и тракторной техники было выделено более 194 млн рублей.

Осуществляется поддержка инвестиционной деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения - по состоянию на 1 октября 2010 г. объем субсидирования процентных ставок по кредитам на техперевооружение составил 6,3 млн рублей. В части мер таможенно-тарифного регулирования в ноябре 2009 года постановлением правительства был продлен на 9 месяцев срок действия ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в эксплуатации зерноуборочные комбайны и силосоуборочные комбайны в размере 15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя.

- Каковы итоги реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов? Как выполняются обязательства инвесторов по развитию лесоперерабатывающей инфраструктуры?

- Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года утверждена совместным приказом Минпромторга России и Минсельхоза России. В целях реализации стратегии был создан механизм реализации приоритетных проектов в области освоения лесов, позволяющий компании-инвестору получать требуемые для реализации проекта лесные участки в аренду без проведения аукциона со скидкой в размере 50% от установленных ставок платы.

За период с 2008 по 2010 год Минпромторгом России были утверждены 95 приоритетных проектов с общим объемом инвестиций 406,7 млрд рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн куб. метров. Из перечня проектов были исключены 4 проекта с объемом инвестиций 80 млрд рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализуемым проектам.

По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд руб. (55,2%).

- Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года предусмотрена реализация пилотных инвестиционных проектов в 5 субъектах РФ. Какие меры принимаются в целях поддержки указанных проектов? Каковы первые итоги их реализации?

- Минпромторг реализует ряд инструментов поддержки легкой промышленности, среди которых и субсидирование части процентных ставок по кредитам на техперевооружение и сезонную деятельность, меры таможенно-тарифного регулирования (обнуление импортного НДС на технологическое оборудование, не производимое в России), а также борьба с контрафактом. Кроме того, с конца 2009 года запущен механизм реализации пилотных инвестиционных проектов в легкой промышленности. В настоящий момент один проект одобрен полностью, четыре - одобрены с предложениями по доработке и усилению функциональной составляющей.

- Какие альтернативные формы торговли предусмотрены, чтобы предотвратить спекулятивные настроения на продовольственном рынке? Имеются ли законодательные предложения?

- Сложившаяся ситуация на продовольственном рынке явилась следствием недостаточного уровня развития товаропроводящей системы, чем воспользовались некоторые недобросовестные участники рынка. Антимонопольные органы установили ряд нарушений при определении отпускных цен поставщиками и производителями продукции.

В настоящее время на согласовании в федеральных органах исполнительной власти находится разработанная министерством Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года. Данная стратегия предполагает развитие цивилизованных форматов торговли, включающая развитие ряда альтернативных каналов продаж. В частности, в целях содействия продвижению продукции местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий на потребительский рынок, наращивания производства, стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от производителя в регионах Российской Федерации необходимо развивать каналы прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, развозной торговли, стимулирования развития различных форм потребительской кооперации.

Кроме того, в России имеются значительные предпосылки для быстрого развития дистанционной торговли. Однако влияние таких сдерживающих факторов развития дистанционной торговли, как проблемы законодательства, системы доставки и платежных систем, не позволяет ожидать быстрого роста данного формата торговли. Тем не менее доля дистанционной торговли на протяжении следующих 10 лет должна возрасти с нынешних 2% до 6%, что соответствует уровню развитых стран. Для успешного развития потребительской кооперации необходимо развивать государственную поддержку проектов строительства производственной инфраструктуры, связанной с хранением и первичной переработкой продукции. Объем инвестиций в торговлю должен вырасти в 5-6 раз и составить в 2020 году 1,1-1,3 трлн рублей. В результате мы прогнозируем трехкратный рост налоговых платежей и четырехкратный рост производительности труда в отрасли.

- Какое финансирование заложено на Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года?

- Для реализации технологических инициатив разработана Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Фарма-2020). На ее основе разрабатывается ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", включающая в себя наряду с фармацевтикой и медтехнику.

В проекте бюджета на 2011 год заложено 4,44 млрд рублей на реализацию данной программы. На период до 2020 года финансирование запланировано в объеме 187,944 млрд рублей. Проекты, не рассмотренные на комиссии, могут быть рассмотрены как основа формирования инструментов реализации стратегии Фарма-2020 и соответствующей ФЦП. Данная стратегия включает в том числе и вопросы развития производства лекарственных средств с применением биотехнологий. С учетом этого факта разработка отдельного стратегического документа в сфере биотехнологий представляется нецелесообразной.

- Российский павильон на недавней Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае завоевал серебряную медаль, показав демонстрацию новых инновационных технологий и ключевых направлений модернизации страны. Каковы итоги участия в этой выставке российских предприятий?

- Основная задача данного мероприятия - показать в соответствии с темой "Лучше город, лучше жизнь" решения стран-участниц и их достижения в рамках данной темы. Города являются основными потребителями инноваций, поэтому ЭКСПО представляет собой не просто выставку национальных достижений в градостроительстве, а площадку для глобального технологического диалога.

Российская экспозиция на ЭКСПО была представлена инновационными разработками молодых изобретателей, которые связаны с улучшением жизни городов и соответствуют 5 направлениям технологического развития и модернизации экономики страны (атомные, медицинские и фармацевтические, энергосберегающие, космические и информационные технологии).

Ключевым результатом участия России в выставке стало то, что мы стали одним из самых активных участников этого глобального технологического диалога не только посредством экспозиции, но прежде всего посредством участия в деловой программе в рамках ЭКСПО-2010.

Результатом многочисленных экспертных обсуждений стал национальный доклад "Итоги ЭКСПО-2010: развитие городов - взгляд из России". Доклад представляет собой обобщение лучшего отечественного и мирового опыта в развитии городов и предъявляет спрос на продукцию и услуги российских промышленных предприятий, которые смогут планировать свою деятельность в рамках городского развития.

- Какова динамика количества малых и средних предприятий в отраслях промышленности? Какие меры принимает Минпромторг России в целях развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере?

- Локомотивом развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере должны выступать не столько крупные проекты, создающие спрос на продукцию смежников, сколько эффективно действующая система государственной поддержки предпринимательских инициатив в малом и среднем бизнесе.

В качестве одного из таких механизмов следует выделить реализуемые в настоящее время комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов. Соответствующие средства федерального бюджета 2010 года направляются в том числе на создание инфраструктуры промышленных парков (технологической, логистической, энергетической, информационной), на площадке которых будут размещаться малые и средние производственные предприятия. Представленные регионами инвестиционные проекты получают оценку со стороны отраслевых департаментов министерства, по результатам которой мероприятия проектов рекомендуются для софинансирования за счет средств федерального бюджета.

Ограниченность средств у субъектов малого и среднего предпринимательства порождает проблему подготовки квалифицированных кадров, необходимых для реализации высокотехнологичных проектов. Минпромторг России, участвуя в выработке региональных программ содействия занятости, финансирует мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников.

В 2010 году Минпромторг России начал обсуждение с Российским банком развития возможностей совместного создания специализированных инструментов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, обсуждаются принципиальные механизмы субсидирования российским лизинговым компаниям части выпадающих доходов по договорам лизинга, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства, на поставку продукции российского производства, что фактически предусматривает предоставление из федерального бюджета субсидий на покрытие авансового платежа по договорам лизинга, что решает основную проблему субъектов МСП, связанную не с выплатой лизинговых платежей, а с внесением первого платежа.