Заложниками непростой ситуации стали управляющие жилищно-эксплуатационные компании Йошкар-Олы: долги населения перед каждой из них исчисляются десятками миллионов рублей.
Сумма общей задолженности не уменьшается, а растет, несмотря на комплекс мер по борьбе с должниками. Еще осенью прошлого года в правительстве Марий Эл забили тревогу - предстоящий отопительный сезон может оказаться под угрозой срыва, поскольку подготовка объектов ЖКХ во многом зависит от полноты собираемости платежей с населения.
На одном из совещаний было констатировано: ситуация напряженная, поэтому важно применять все меры воздействия на злостных неплательщиков и содействовать тем, кто имеет право на получение бюджетных субсидий. Власти полагали, что управляющие компании могут влиять на должников в рамках закона. Однако год показал, что об эффективности существующих мер воздействия пока можно говорить с натяжкой.
О том, как строятся отношения между населением и жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями, видно на примере только одной из них: долги собственников квартир превысили 20 миллионов рублей. Настораживает также стабильная тенденция роста неплатежей. Поэтому работа с неплательщиками считается в ЖЭУК приоритетной.
- Надо сказать, что большая часть населения исправно оплачивает счета, но в каждом доме найдутся жильцы, накопившие по 70-80 тысяч рублей долга, - говорит заместитель директора ЖЭУК Валентина Бобыкина. - Именно такие граждане обеспечивают негативную статистику. Есть собственники, которые не платили по полтора-два года.
Выдача претензий и заключение договоров проводятся регулярно. Претензии прикрепляют к счетам по квартплате и опускают в почтовый ящик. Документ о реструктуризации требует личной встречи. Поэтому работники ЖЭУК, часто в сопровождении милиционера, приходят к должникам домой. Большая часть неплательщиков соглашается поставить подпись под договором, но не все его исполняют.
В жилищно-эксплуатационной компании могут все рассказать о своих должниках. Оказывается, в данную категорию входят, с одной стороны, социально неблагополучные, а с другой - очень обеспеченные люди. Первые отказываются платить в силу асоциальных привычек, вторые - просто забывают это делать, так как имеют несколько квартир в разных районах. Самые законопослушные - это пенсионеры: они перечисляют деньги вовремя и в полном объеме.
К менее значимым мерам воздействия можно отнести расклейку объявлений с номерами квартир из черного списка. Указывать фамилии граждан по закону о защите персональных данных запрещено, оттого эффективность этого мероприятия сейчас невысока. Работу с должниками ведет и паспортист: прежде чем выдать справку, он проверит наличие долга. Если таковой существует, просителя ждет разговор с администрацией жилищно-эксплуатационной компании.
Полумерой можно назвать и взыскание долга в судебном порядке. Во-первых, сама процедура обращения в суд - затратная в смысле сил и времени. Во-вторых, получить реальный долг по услугам ЖКХ сложно, даже если документы прошли судебную инстанцию и поступили в службу судебных приставов.
В Йошкар-Оле сегодня отсутствует практика взимания пени, а также случаи выселения злостных неплательщиков в жилье худшего качества. Единственная попытка судебных приставов выселить за долги семью закончилась, едва начавшись, - владелец квартиры сам поменял ее на меньшую по площади, а прибыль от сделки направил на погашение долга.