Проект Гражданского кодекса, опубликованный на этой неделе, вводит в российское законодательство ряд новаций, а также значительно повышает значимость нотариусов. Документ прокомментировала сайту "РГ" президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.
Российская газета: Мария Ивановна, все новации законопроекта в двух словах, конечно, не перечислишь. Но лично вы что бы отметили особо?
Мария Сазонова: Наиболее принципиальным изменением, предлагаемым проектом изменения ГК РФ, является дополнение, связанное с государственной регистрацией прав на имущество и, соответственно, нотариальным удостоверением сделок.
РГ: Как раз этот пункт пугает людей едва ли не больше всего. Объясните его подробнее.
Сазонова: В соответствии с проектом, государственная регистрация сделки обязательна только в случаях, установленных в законе. В действующей редакции ГК РФ указано, что сделки с землей и недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации.
РГ: Непрофессионалу трудно сразу уловить разницу в подобных толкованиях. Скажите сразу: нотариус нам будет нужен везде и всегда?
Сазонова: В новой статье 81 (Государственная регистрация прав на имущество) в абз.2 п.2 установлено: если иное не предусмотрено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. В первую очередь это положение относится к сделкам с недвижимостью, государственная регистрация прав на которую установлена статьей 131 ГК РФ. В эту статью также предлагается внести изменения, связанные, в частности, с перечнем прав, которые подлежат государственной регистрации.
РГ: Нельзя ли, как говорится, огласить весь список?
Сазонова: Это такие права, как: право собственности, право владения и пользования земельным участком, право застройки, сервитут, право личного пользовладения (узуфрукт), ипотека, право приобретения чужой недвижимой вещи, право вещных выдач, право оперативного управления. Ст. 132 дополнена новым пунктом 3, в котором специально установлено, что сделка с предприятием (как имущественным комплексом) должна быть нотариально удостоверена. Также в статье 81 проекта установлено, что, если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр вносится по заявлению любой стороны через нотариуса.
РГ: Значит, человеку будет не обязательно ходить к регистратору лично?
Сазонова: Эта норма свидетельствует о том, что реформа нотариата носит действительно глобальный характер, то есть предполагается, что нотариус не просто будет удостоверять сделки с недвижимостью, но и осуществлять действия связанные с государственной регистрацией прав на недвижимость - то есть реализовывать свою новую функцию правового посредничества между обществом (гражданами и организациями) и государством (в лице регистрирующих органов).
РГ: Именно эти предложения и вызывает наибольший резонанс. Наши читатели опасаются, что просто появится новый посредник. Мы будем только больше платить больше, мол, вот и все изменения.
Сазонова: В соответствии с предлагаемой новой редакцией ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение.
РГ: Иными словами, нотариус не просто будет ставить штамп, но и проводить по сути доскональную экспертизу всех документов?
Сазонова: Законность содержания сделки - это соответствие всех ее существенных условий требованиям норм гражданского законодательства. Проверка законности включает в себя:
- право- и дееспособность сторон;
- наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;
- соблюдение формы договора;
- наличие установленных законом существенных условий договора;
- принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;
- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;
- отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия - указание этих условий в договоре.
Эта норма признана прояснить цель и смысл нотариального удостоверения сделки, а также конкретизировать утверждения о дополнительных гарантиях стабильности и безопасности имущественного оборота.
РГ: Значит, участие нотариуса принесет дополнительные гарантии? Но если он вдруг допустит ошибку, кто будет отвечать и компенсировать?
Сазонова: Нотариус с помощью предоставленных ему государством правовых средств обеспечивает защиту имущественных прав и свобод граждан и организаций от ошибок, связанных с недостаточной правовой грамотностью с одной стороны и от недобросовестности отдельных участников гражданского оборота. Серьезным подкреплением этих норм является установленная "Основами законодательства о нотариате" (ОЗоН) неограниченная имущественная ответственность нотариуса.
РГ: Какие еще есть тонкости?
Сазонова: В соответствии с предлагаемыми изменениями в п.3 ст. 160 - если сделка составляется в письменной форме, а гражданин вследствие физического недостатка, болезни, неграмотности не может самостоятельно расписаться, то за него может расписаться другое лицо. Его подпись удостоверяется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершения соответствующего нотариального действия, с указанием причин, по которым нельзя было подписаться собственноручно.
РГ: Видимо, теперь как-то по-другому будут выдаваться и доверенности?
Сазонова: Определенные изменения коснулись и положений о нотариальном удостоверении доверенностей. В новой статье 1851 (Удостоверение доверенности) в пункте 1 установлено, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, если иное не установлено законом или соглашением сторон, лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе отказать в признании полномочий представителя, доверенность которого не удостоверена нотариально.
РГ: Предусматриваются ли какие-то ограничения по срокам для доверенностей?
Сазонова: В статье 186 (Срок доверенности) - удалена норма о максимальном трехлетнем сроке доверенности - теперь он неограничен, но если срок не указан, то доверенность действует в течении года. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность. В статью 189 (Последствия прекращения доверенности) внесено дополнение в пункт 1 - об отмене доверенности может быть сделана публикация в печатном издании, в котором публикуются сведения о банкротствах, или в ином издании, если оно указано в доверенности. В этом случае подпись на доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности по истечению месяца со дня указанной публикации, если не доказано иное.
РГ: Как и говорилось ранее, предлагается изменить слишком многое. Значит, реформа нотариата уже начинается?
Сазонова: Изменения в Гражданский кодекс, предложенные проектом, имеющие отношение к институту нотариата, носят принципиальный характер. Это, прежде всего, те изменения, которые связаны с нотариальным удостоверением сделок, а также удостоверением решений общего собрания участников корпораций. Эти изменения связаны с такой целью реформы гражданского законодательства как сближение правовой системы Российской Федерации и стран Европейского союза. В то же время необходимо учитывать, что эти нормы являются лишь частью более глобальной нотариальной реформы, которая предполагает не только расширение полномочий, но и усложнение работы, увеличение числа обязанностей и меры ответственности нотариуса. То есть речь идет не о том: будут ли, к примеру, сделки с недвижимостью подлежать обязательному нотариальному удостоверению или нет. Вопрос, более глобальный и серьезный - каким будет российский нотариат завтра, каким его хотят видеть граждане, представители бизнеса, государство и сами нотариусы. Данная реформа стала возможной благодаря тому, что это видение на данный момент во многом совпало, и теперь речь идет о создании полноценного юридического механизма реализации данного видения на практике. На данном этапе необходима сосредоточенная и скоординированная деятельность всех участников процесса реформирования нотариального законодательства для того чтобы эта реформа целиком и полностью отвечала потребностям общества, а право не отставало от жизни.
РГ: Давайте, поговорим в целом: что еще нового предусматривается в проекте поправок в Гражданский кодекс?
Сазонова: Реформа гражданского законодательства коснулась практически всех существенных институтов гражданского права - общих положений ГК РФ, законодательства о вещных правах, законодательства об обязательствах, о ценных бумагах и финансовых сделках, о международном частном праве и т.д. Например, серьезной переработке подверглись нормы о правовом статусе юридических лиц - проект предлагает разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные, также предлагается, что если данный законопроект будет принят, утратят силу федеральные законы об Акционерных обществах и об Обществах с ограниченной ответственностью, взамен которых будет принят единый закон о хозяйственных обществах.
Учитывая одну из главных целей проводимой реформы гражданского законодательства - сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза, разработчики проекта не могли обойти стороной институт нотариата.
РГ: Это как раз то, о чем мы с вами говорим.
Сазонова: Еще в процессе работы Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства над Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации эксперты серьезно отнеслись к потенциалу нотариата. Можно сказать, что именно в этом документе были определенны основные направления реформы, не только Кодекса, но и отмечены более детальные цели и задачи готовящихся изменений, расставлены акценты на тех гражданско-правовых институтах, которые подлежат первоочередному преобразованию.
Предлагаемые изменения носят разнообразный и во многих случаях принципиальный для нашей правовой системы характер.
РГ: Кстати, а как живет нотариат в Европе?
Сазонова: В праве соответствующих европейских государств активное участие нотариуса в наше время является не столько данью традиции, выработанной в стародавние времена, сколько эффективным правовым средством для формирования стабильного и безопасного гражданского оборота. Европейский нотариат успешно приспособился к новым социально-экономическим условиям и стал своеобразным гарантом надежного правового обеспечения интенсивно развивающегося имущественного оборота.
РГ: Предыдущий вопрос был своего рода подводкой к международной теме. Скажите, мы ориентируемся на какой-то конкретный заграничный опыт или ищем свой путь?
Сазонова: Наша страна за недолгое время своего демократического, рыночного существования пережила несколько этапов, связанных с ролью нотариуса в имущественном обороте. Вначале, при создании в 1993 году в России нотариата латинского типа, законодателем была частично заимствована европейская модель нотариата, при которой нотариус являлся активным участником гражданского оборота. Это выражалось в том, что часть серьезных сделок (например, сделки с недвижимостью) подлежала обязательному нотариальному удостоверению, активно использовалась исполнительная надпись нотариуса в целях принудительного исполнения обязательств и т.д. Однако, в определенный момент законодатель счел, что участие нотариата в гражданском обороте является своеобразным тормозом в развитии имущественных отношений (в силу дополнительных временных и финансовых затрат для граждан и организаций). Это привело к пересмотру ряда законодательных положений и частичному исключению нотариуса из гражданского оборота, с оставлением за ним в большей степени "простейших" нотариальных действий. Сейчас же все больше государственных и общественных деятелей высказывается за возвращение нотариата в имущественный оборот, и даже расширение его полномочий. В связи с этим проект изменений в ГК РФ просто не мог обойти стороной институт нотариата.
РГ: И мы с вами плавно вернулись к вопросу недвижимости: тому, что беспокоит людей больше всего? Тарифы и недвижимость, вот два основных повода для тревоги. Так вернемся к тому, с чего начали: так ли уж необходимы нотариусу новые полномочия? Зачем затевать реформу? Не лучше ли оставить все, как есть?
Сазонова: Надо отметить, что речь идет не только о более активном вовлечении нотариата в гражданский оборот. Реформа нотариального законодательства, которая в настоящее время идет параллельно с реформой гражданского законодательства, предполагает не столько расширение или сужение полномочий или возможностей для заработка нотариуса, сколько реализацию совершенно иного видения места и роли института нотариата в контексте всей отечественной правовой системы. В силу своей частно-публичной природы нотариат должен занять место правового посредника между обществом и государством, лицом, способствующим максимально полной реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также их защите. В связи с этим, важно не столько изменения отдельных полномочий нотариуса под эгидой абстрактных "дополнительных гарантий стабильности", сколько комплексная настройка основных элементов глобальной реформы российской правовой системы в целом и института нотариата в частности.