По данным управления лесного хозяйства Минлесхоза Беларуси (октябрь - начало ноября нынешнего года), в белорусские лесхозы обращаются российские предприятия с просьбами продать белорусский посадочный материал. Кстати, такое сотрудничество налажено 80 лет назад, когда в ноябре 1930 г. в Гомеле был основан белорусский "лесной" НИИ. После беспрецедентных лесных пожаров в ряде регионов России проблема с лесопосадками усложнилась. В этой связи, как отметил начальник упомянутого управления Валентин Шатравко, "мы ведем мониторинг по регионам России, изучаем их потребность в посадочном материале, анализируем потребность в нем наших лесхозов в 2010-м и будущих годах. С этой же целью проводим инвентаризацию собственных питомников. После мониторинга и завершения инвентаризации мы составим общий баланс".
Как полагает В. Шатравко, в текущем году в Беларуси планируется заготовить около 100 тонн желудей при потребности 70 тонн. Через год появятся сеянцы, а в следующем - саженцы, которые можно будет поставить в российские регионы. Причем семена сосны уже можно отправлять (за счет их значительных остатков с прошлых лет). Лесхозы Беларуси могут ежегодно продавать в зарубежье примерно одну тонну лесосемян в год. Но с обеспечением семян ели белорусские лесхозы пока испытывают трудности.
В свою очередь гендиректор лесоустроительного республиканского унитарного предприятия "Белгослес" Алексей Кулагин, участвовавший в недавнем 5-м московском международном форуме "Лес и человек", отмечает, что в ходе форума высказана основная проблема в российском лесохозяйстве: актуальность восстановления классической системы базового лесоустройства с финансированием лесоустроительных работ из госбюджета. Что касается Беларуси, там сформировалась прочная взаимосвязь между лесоустройством и лесоуправлением. В ходе обсуждения доклада А. Кулагина на форуме многие его российские участники, по словам директора Белгослеса, делали акцент на том, что в Беларуси сохранена не только эффективная структура и система ведения лесного хозяйства. Но и дееспособная система государственного лесоустройства, и что этот опыт целесообразно изучать. По мнению А. Кулагина, после внесения изменений в Лесной кодекс РФ в части финансирования лесоустроительных работ из госбюджета может появиться реальная возможность увеличения потенциала экспортных услуг Белгослеса по осуществлению лесоустройства в России.
Между тем белорусский минлесхоз сможет предложить российским коллегам семена и готовый посадочный материал для восстановления лесов. Белорусская помощь может понадобиться ряду регионов России через 2-3 года, когда завершится разработка "горельников" - площадей, пострадавших от лесных пожаров. Тем более что Беларусь постоянно поддерживает должный запас семян различных лесных пород, а в местных питомниках выращиваются сотни миллионов единиц посадочного лесоматериала. По таким показателям Беларусь традиционно занимает первое место в бывшем СССР.
Кстати, в Швеции более трети новых лесов засажено семенами белорусской ели. Причем семена, выращенные на северо-западе Беларуси, наиболее подходят для высаживания в Швеции, а ели из Беларуси в Скандинавии растут лучше, чем местные. Причем с каждым годом "импортный аппетит" шведских лесоводов растет: если в 2007 году они закупили в Белоруссии 430 кг, то в 2008-м - 876 кг, а в 2009-м - более тонны семян ели.
Наиболее успешно продают семена ели в страны экс-СССР и дальнее зарубежье Островецкий, Глубокский опытный и Бегомльский лесхозы Беларуси. А в холодильниках Республиканского лесного селекционно-семеноводческого центра и лесосеменных цехах Глубокского, Ивацевичского, Горецкого лесхозов в целом хранится 20 тонн лесосемян.