20idei_media20
    18.11.2010 00:48
    Рубрика:

    Торговые сети не желают сотрудничать с тюменскими производителями

    Почему торговые сети не желают сотрудничать с местными сельхозпроизводителями

    Тюменская область в 2010 году стала лидером в России по урожайности овощей. Но вот реализовать продукцию в своем регионе местным аграриям непросто.

    Уже завершилась уборка урожая, но на прилавках тюменских супермаркетов преобладают импортные овощи и корнеплоды. Они здесь представлены на любой вкус и кошелек: намытый до блеска французский картофель - почти по 100 рублей за килограмм, голландский - от 30 до 60. Морковь тоже с заморских грядок - из Израиля, лук французский, египетский, американский, чеснок китайский, редька из Польши и Италии, даже тыква испанская.

    На вопрос покупателей: "Неужели нет своих овощей?" - продавцы молча пожимают плечами или указывают на скромный ассортимент. Руками разводят и в областном департаменте АПК. То, что ситуация абсурдна, чиновники признают, но как ее изменить в пользу местных сельхозпроизводителей, придумать не могут.

    По данным департамента, в Тюменской области в этом году выращено около 150 тысяч тонн овощей - это обеспечивает потребности населения региона с лихвой. Вот только большую часть урожая аграрии вновь планируют продать за пределы области. Фурами тюменский картофель развозится по всей стране - от Приморского края до Калининграда, а также в Киргизию, Узбекистан, Казахстан.

    - В своей области реализуем лишь половину урожая, - рассказывает руководитель одной из агрофирм Тюменского района Баязит Хайруллин. - Только что отгрузили 100 тонн в Свердловск и Пермь, готовим следующую партию к отправке. Поставляем продукцию в учреждения социальной сферы, УФСИН. В этом году, как ни странно, нас выручила засуха: спрос есть даже на некондиционные овощи. А вот если бы не природные катаклизмы, то вновь бы ломали голову, куда продать.

    Все дело в том, сетуют сельхозпроизводители, что крупные торговые сети, особенно федеральные, которые занимают все большую долю регионального рынка, сотрудничать с местными хозяйствами не стремятся. Хотя поначалу, когда крупные ретейлеры только заходили в регион, аграрии надеялись, что у них появятся мощные каналы реализации продукции. Однако в итоге уделом большинства из них стала торговля на оптовых и розничных рынках, некоторое количество продукции берут мелкие магазины.

    - Условия договоров нередко просто кабальные. Мало того, что мы сами занимаемся доставкой, ожидаем по полдня разгрузки машин, так еще в конце года вынуждены платить сетевым компаниям выдуманные ими штрафы и премии. А ведь они делают на наши овощи немаленькую наценку, - возмущается Хайруллин.

    - Через торговые сети реализуем от силы полпроцента продукции, - подтверждает коммерческий директор другой агрофирмы, из Упоровского района, Валерий Рязанов.

    А ведь это предприятие является лидером в производстве овощей не только в регионе, но и в стране.

    - Одна из главных проблем - логистика, - поясняет представитель агрофирмы. - Затраты на перевозку существенные. Свыше 800 килограммов за один раз сетевые компании не берут, а возить овощи приходится за полторы сотни километров. Нам выгоднее загрузить и отправить 20-тонную фуру в другой регион. Не устраивает сетевиков и цена, которую мы предлагаем: картофель по 17 рублей за килограмм, морковь - по 15, капусту - по 12. Им хочется сделать накрутку максимальной, и чтобы при этом спрос не упал.

    В то же время представители торговых сетей, напротив, утверждают, что стараются привлекать как можно больше именно местных производителей.

    - Преимущества очевидны для всех. Для агрофирм это постоянный канал сбыта продукции, для нас - гарантированные объемы поставок на местах, отсутствие затрат на транспортировку и как результат - низкие цены для покупателей, - поясняет региональный директор по закупкам одной из сетевых компаний Кирилл Мюрзепп.

    Между тем сегодня эта фирма работает в Тюмени лишь с тремя местными поставщиками, да и те выступают в роли посредников.

    - Сельхозпроизводители не изъявляют желания работать напрямую. В результате мы вынуждены закупать продукцию в других регионах, - утверждает представитель компании. - К тому же местным производителям необходимо поработать над качеством, сделать поставляемую продукцию более удобной для реализации в рознице. Одно из наших требований - поставка товара на европаллетах: погрузочная машина может работать только со стандартизированными стеллажами.

    Но аграрии готовы поспорить - в первую очередь поручиться за качество своей продукции.

    - Та же импортная морковь хоть и красивая, но на вкус - как бумага. Мы тоже готовы мыть, паковать. Но не берут. Может, из-за того, что наша выращена без химикатов, а потому быстрее теряет внешнюю привлекательность? - высказывает предположение руководитель агрофирмы Баязит Хайруллин. - Хотя мы без проблем могли бы хранить и поставлять овощи в любой сезон, имея гарантию, что их возьмут. Один год держали продукцию вплоть до лета: все надеялись, что спрос появится. Но весной торговые сети начали завозить свежий импортный урожай. В результате мы вывезли на свалку около шести тысяч тонн овощей. При этом за зиму только на оплату электроэнергии для поддержания температуры в хранилищах потратили почти 700 тысяч рублей. Сейчас стараемся пусть дешевле, но продать сразу после уборки.

    Так что изменить ситуацию сегодня могут, пожалуй, лишь потребители - если создадут спрос на экологически чистую и свежую местную продукцию.

    Мнение

    Владимир Ковин, директор департамента АПК:

    - Торговым сетям просто невыгодно работать с местными производителями: если импортный картофель поступает в продажу по 50-70 рублей за килограмм, то дешевого отечественного продукта необходимо продать для получения аналогичной прибыли в пять-семь раз больше. Во столько же раз увеличиваются затраты на хранение и транспортировку овощей. Да и с централизованными поставками проблем у ретейлеров куда меньше.