Новости

19.11.2010 17:30
Рубрика: Культура

Найк Борзов показал себя "Изнутри"

А также новые альбомы звезд российского хип-хопа и Брайана Ферри с Дэвидом Гилмором из Pink Floyd

Выход релизов музыканты, как водится, совместили с презентациями. Польза от этих концертов была и зрителям, которые первыми купили диски. И артистам, которые тут же на премьере узнавали, какие песни на самом деле хотели от них услышать в зале.

"КиноПробы". Рэп-трибьют памяти Виктора Цоя. CD. 18 треков. "Монолит".

Этот диск не имеет никакого отношения к одноименному двойнику, вышедшему 10 лет назад. Даже артисты другие, ни одной позиции не пересекается. Да и там - были рокеры, здесь рэперы. Просто название очень хорошее. Вот и решили повторить.

Да и подход к песням "Кино" оказался очень разным. Рок-музыканты перепевали хиты Цоя бережно. Меняли разве что подачу, энергетику и аранжировки. В редких случаях - ускоряли темп, добавляли студийного допрограммирования и гитарных соло.

Рэперы поступили с рок-классикой более вольно. Вгрызались в песни, разворачивали их под свои вкусы "не по-детски": добавляя новые электронные ритмы, тексты, музыкальные темы. Песни "Кино" стали для них поводом высказать собственные идеи и показать себя. Это как у поэта Владимира Маяковского: "Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше". Только классик уже другой. И революция  другая.  Классных представителей рэп-культуры с каждым годом становится больше.

Но и беда у многих общая - одинаковые музыкальные программы в компьютерах, схожие приемы обработки звука и тяга к гангста-рэпу - как к символу безусловной крутости. Моментально опознаваемый голос Виктора Цоя и хлесткие гитарные подклады четко вписались в собственные треки рэперов, а разные культуры как бы подпитываются в "Кинопробах" друг от друга - энергетикой, харизматичностью, искренностью. 65 минут - драйва, напористого смешения музыкальных культур и поэтик. При этом рэперам хочется даже изначально лирическим песням добавлять героический пафос, который сам лидер "Кино" в них не закладывал.  "Сказка", "Игра", "Ты выглядишь так несовременно" были написаны как песни о любви, но новым исполнителям хочется сразу сказать и заявить обо всем, и - наотмашь.

При этом слово с ненормативной лексикой, да и то с пропущенным слогом, на диске лишь одно. Ибо негоже героям ругаться, так еще и в школе учат - куда интереснее жить и просто совершать поступки. Как тот же Виктор Цой, раз уж его песни стали в этот раз поводом для переосмысления и трибьюта.

Исполнительный продюсер сборника Вадим Рахбари накануне концерта-презентации в клубе "Икра" рассказывал обозревателю "РГ": "Этот диск я собирал больше года, причем, главное было не напихать туда побольше звезд, а чтобы это были по-настоящему хорошие песни". Так оно в итоге и оказалось. Если не считать "Группы крови", которую автор римейка оснастил такими вот словами: "Пришел из ниоткуда, ушел в никуда. Ты - скромное чудо по имени звезда", или: "Умер Цой, но для него не страшна смерть, взяла лишь тело, но за Цоем смерти не успеть, покинул навсегда, ушел последний герой, ты знал, что только там ты загоришься той звездой" - "Кинопробы" удались. А лучшие треки диска: актуализированная для нынешнего быта и безумий "Мама мы все тяжело больны" группы "25/ 17" и перепетая Нойзом МС уже в реггей напористо-ироничная, но только на первый взгляд, кажется, абсолютно ни о чем песня Виктора Цоя "Мы хотим танцевать"…

Найк Борзов. "Изнутри". CD + DVD. 13 треков. "Студия "Союз".

Этот музыкант не выпускал новых альбомов уже восемь лет. Другого за это время бы забыли, но только не Найка.

Во-первых, он нечасто - примерно раз в два года - все-таки вбрасывал в интернет и на FM-радио по одной новой песне. Такие как "Радоваться" или "Свежая кровь". И потому хотелось ждать еще.

А во-вторых Найк, может и помимо собственных желаний, убедительно сформировал у аудитории свой образ - смурного, странного и мрачноватого искусителя небанальных чувств и душевных самокопаний. Гуру неочевидных гармоний. Не Дракула и не Мефистофель, но что-то около того. Такого - который не похож ни на кого в российском шоу-бизнесе - они готовы были подождать.

В день премьеры тоже был аншлаг. И первым делом Борзов пообещал со сцены, что теперь будет выпускать новые песни почаще.

Альбом "Изнутри" несмотря на то, что записывался долго, оказался сделанным будто на одном дыхании.

Первый трек - "Начало дня" сразу демонстрирует необычность новых увлечений Найка, прежде сочинявшем песни на изломе или душевном надрыве. А такой умиротворенности, благодушия и обволакивающих интонаций от него, наверное, мало кто ожидал. "Я фигурально меняюсь, метаморфоза внутри", - спел Найк уже во втором треке диска, многое, в общем-то, объясняя.

Борзов - по-прежнему музыкальный экспериментатор, но уже - больше лирик, нежели изгой. Влюбленный человек, созерцающий мир скорее как  наблюдатель, а не как скиталец с кривой, насмешливой улыбкой и равнодушными жесткими интонация, в которых механики больше, чем теплоты и света.  

"Изнутри" - это уже почти диск поп-рок мейнстрима. Уже никакого "Бардака в голове". А "Три слова" и "Последнюю песню" пел уже, кажется, совсем другой человек. Нынешний же - вполне счастливый и невозмутимый, он профессионально плетет гармонии как комфортные обрамления жизни. Очень мелодично и качественно. Да и мэтр теплого позитивного звука Корней тут тоже на месте. Ушедший и от Земфиры, и от ершистой и дерзкой, но так, увы, пока и не раскрутившейся группы Z.I.M.A. А замечательный саундпродюсер Владислав Афанасов, помогавший Найку еще при записи диска 1997 года "Головоломка", очень тонко и точно обрамил новые мелодии синтезаторами и аранжировками струнных инструментов… В "Изнутри" - масса позитивных эмоций, света, мелодичных созерцаний "невыносимой легкости бытия". Альбом привлечет массу новых поклонников. Только вот что делать тем, кто прежде был такими же неприкаянными, независимыми и не всегда понятными окружающим его массам "обычных людей"?! Кто находил в непредсказуемых, часто ернических или нон-конформистских песнях Найка нерв и одиночество самих себя?!  

Вот и на презентации "Изнутри" Борзов закончил официальную часть той же песней, что и диск - "На пути к любви". А потом его все равно - дважды вызывали на бис. И Найк все-таки спел и "Лошадку", и "Последнюю песню", а потом хором с залом и "Три слова", и "Верхом на звезде"… Что-то будет с ним дальше?!    

Брайан Ферри. Olympia. CD. 10 треков. Virgin Records.

Этот английский певец и денди не меняет амплуа, раз и навсегда выбранное для сольной карьеры.

Это в Roxy Music он еще мог похулиганить, покричать, помять в ярости музыкальные стили, как платья уходящей от него любимой женщины. А став самостоятельным, Брайан Ферри постоянно элегантен, мелодичен и поет своим томным, будто бы мерцающим в темноте, как свеча на ветру, уютным баритоном.

Новый альбом именно такой - это ночной и изысканный, под эти мелодии хорошо танцевать медленные танцы, думать о том, сколько еще всего прекрасного рядышком в жизни. И -  объясняться в любви, будучи почти уверенным в том, что раз уж делаешь это под музыку Ферри, то избранница это оценит. Сочтет, что у тебя хороший вкус, и ты тоже человек вполне положительный и душевный.   

При этом звук на альбоме удивительно полифоничный и многослойный - Брайан Ферри пригласил записаться с ним и экс-коллег по Roxy Music, окончательно помирился с другим Брайаном - Иноу. И в отдельных треках звучит до тринадцати инструментов. На басу сыграл и Фли из Red Hot Chilly Peppers, а пару фирменных атмосферных проигрышей выдал в свободное время Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Дань современному электронному саунду и битам воздана в треке Shameless - продюсером стал Groove Armada.

В итоге получился очень нежный, обволакивающий и в то же время не надоедающий альбом. Лощеный, аристократический и дамско-угоднический. Но ведь ничего другого от Брайана Ферри никто и не ожидал. Хотя, конечно, музыкант мог бы и сэкономить: такие красивые, медленные композиции уместно было исполнить и под фортепиано, играть на котором Брайан и сам мастак. Но музыкант предпочел поступить с имперской щедростью и не прогадал. Даже на обложке щеголяет не кто-нибудь, а супермодель Кейт Мосс… Чтобы диск уже во всем соответствовал подспудному предназначению: быть богатым, щедрым, максимально комфортным и дружелюбным, а оттого - еще тем более завидным для конкурентов.  

Культура Музыка Поп-музыка Музыка с Александром Алексеевым Персона: Виктор Цой
Добавьте RG.RU 
в избранные источники