Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев удивлен продолжающимся ослаблением курса российского рубля. Именно так он ответил вчера на вопрос информ-агентств о поведении нацвалюты.
И параллельно высказал мнение, что рост цен в этом месяце вновь составит 0,8 процента. То есть инфляция вернется к сентябрьским значениям после того, как в октябре ее темпы замедлились до 0,5 процента. Правда, в декабре, надеется Улюкаев, цены будут расти теми же темпами, что и сейчас.
А вот по курсу рубля первый зампред ЦБ давать прогнозов просто не стал. Рубль, напомним, стал заметно слабеть с сентября. Представители ЦБ и других экономических ведомств так и не смогли объяснить, с чем это может быть связано, кроме спекулятивных игр на рынке. Причем рубль слабел на фоне укрепления других развивающихся рынков. В середине прошлого месяца Улюкаев заявлял, что этот цикл, скорее всего, закончился. Но пока прогнозы не оправдываются. К усилению российской валюты не привело даже решение о массированном выбросе денег в американскую экономику, хотя именно так на него отреагировало большинство рынков. ЦБ, как признал вчера Улюкаев, продолжает продавать валюту, сдерживая ослабление рубля.
На днях, ссылаются на первого зампреда информагентства, Банк России вновь сдвинул вверх на пять копеек стоимость бивалютной корзины. Это происходит в том случае, когда объем участия ЦБ на рынке превышает 650 миллионов долларов, но денег не хватает для того, чтобы ослабить давление на рубль. И тогда ЦБ передвигает уровень поддержки.
Курс валюты снижается, в том числе и из-за оттока капитала. Недавно ЦБ увеличил прогноз по этому показателю на этот год в 2,5 раза - до 22 миллиардов долларов. По словам Улюкаева, значительный отток связан с погашением долгов по внешним займам. На 1 октября частные банки и компании задолжали зарубежным кредиторам больше 430 миллиардов долларов, до конца года они будут должны вернуть по ним больше 22 миллиардов долларов. Впрочем, Улюкаев не исключает, что в следующем году приток возобновится. Но такие перспективы связаны прежде всего с конъюнктурой рынка. В том числе - ценой на нефть.
Но вряд ли она даст такой же толчок притоку капитала, как до кризиса. Прежними темпами нефть расти уже не будет, считает замглавы минфина Оксана Сергиенко. Спрос на нее падает, замечает замминистра. Но даже если сырье резко пойдет вверх, минфин, как дала понять Сергиенко, не даст растратить все нефтедоллары. С 2014-2015 годов министерство намерено вернуться к докризисному механизму накопления резервных фондов. Начать копить "нефтяные деньги" раньше вряд ли получится. Средства будут идти на покрытие дефицита бюджета, который, судя по планам, сохранится вплоть до 2015 года. На прикрытие "дыры" в казне, правда, будут направляться еще и заимствования. Но их быстрый рост также чреват проблемами. Государство может вытеснить с рынка долга частный сектор, которому тоже нужны деньги. Этот вопрос, признала Сергиенко, требует дополнительной проработки.