Ряд крупнейших промышленных предприятий страны посетил вчера премьер-министр Владимир Путин в ходе своего визита в Свердловскую область. Среди них оказалась и компания "Корпорация "ВСМПО-Ависма", и Первоуральский новотрубный завод, а также "Уральские локомотивы".
Свой осмотр промышленных предприятий России глава Белого дома начал именно с "ВСМПО-Ависма" - крупнейшего в мире производителя титана. Уровень производства, достигаемый этим гигантом, непрерывно растет: если за 10 месяцев 2009 года было произведено 20,5 тысячи тонн титана, то за аналогичный период 2010 года этот показатель увеличился до 24,5 тысячи. И это, как настойчиво уверяли Путина работники завода, отнюдь не предел, поскольку к 2015 году планируется увеличение мощностей по производству титана до 44 тысяч тонн в год. А это в свою очередь приведет к повышению выпуска титановой продукции на 15-17 процентов.
Но главу правительства больше всего интересовал вопрос о создании особой экономической зоны "Титановая долина". Реализация этого проекта должна привести к созданию средних и малых предприятий, производящих готовые изделия из продукции корпорации, что обеспечит рост конкурентоспособности российской титановой продукции на мировых рынках. Путин эту затею одобрил и заявил, что уже в ближайшие две недели правительство выпустит постановление о создании особой экономической зоны "Титановая долина" с определенными льготами, в том числе таможенного характера. "Создание инфраструктуры начнется уже в 2011 году, а в 2012-м мы заложим под этот проект средства в бюджете", - пообещал глава правительства.
Следующим объектом, на который взял курс глава кабинета министров, стало одно из старейших предприятий области - Первоуральский новотрубный завод, который успешно выдержал испытание кризисом и сейчас является полноценным современным предприятием. Модный по нынешним временам девиз "Инновации и модернизация - наш выбор" был крупным планом выставлен буквально у самых ворот завода.
Владимир Путин приехал, естественно, не просто пообщаться с рабочими, но и нажать на рычаг, приводящий в действие новый электросталеплавильный комплекс. Как рассказал "РГ" советник генерального директора Челябинского трубопрокатного завода Сергей Рыбак, строительство комплекса велось почти три года, и в этом году Сбербанк выделил кредитные линии в размере около 10 миллиардов рублей, из которых 8 были направлены на завершение его строительства.
Общаясь с Владимиром Путиным, рабочие захотели знать, примет ли государство участие в финансировании программы строительства жилья для молодых сотрудников отрасли. Премьер заявил, что под эту программу предусмотрено 3 миллиарда рублей, из которых 25 процентов оплатит трубная отрасль, а остальная часть будет взята под кредит в Сбербанке, причем под соответствующие госгарантии. "Условия предоставления кредита должны быть максимально приемлемыми для предприятия", - заявил председатель правительства.
После визита на трубный завод премьеру предстояло осмотреть последнее, на сей раз российско-немецкое предприятие - "Уральские локомотивы", принадлежащее ЗАО "Группа Синара" и концерну Siemens. Там его ожидал новейший грузовой локомотив, который более чем наполовину сконструирован на основе ранее не применявшихся в России инженерных решений. Например, встроенная система ГЛОНАСС, которая позволяет в автоматическом режиме проходить семафоры, реагируя на запрещающие и разрешающие сигналы. Но одним локомотивом дело не ограничилось, и Путин познакомился с проектом производства суперсовременных электропоездов "Ласточка". Сначала их планируют использовать для пассажирских перевозок в олимпийском Сочи, а потом перевести на более обыденные рельсы пригородных путей сообщения. На сегодняшний день между РЖД и Siemens уже подписаны контракты на поставку 54 таких поездов.
Увидев заинтересованность Владимира Путина в проекте, глава РЖД Владимир Якунин заметил, что создание "Ласточек" может вывести российскую промышленность на новый уровень.
- То есть нужно поддерживать за счет бюджета, - ухватил намек Путин.
- Я не могу противоречить премьеру, - дипломатично уклонился от ответа Якунин.
Не было, по-видимому, противоречий и при подписании в присутствии председателя правительства соглашения между РЖД и Siemens о создании в России инжинирингового центра. Заниматься он будет, конечно же, производством "Ласточек" в России.
Более того, Владимир Путин не исключил, что в будущем высокоскоростные поезда "Сапсан" тоже могут производиться в России.
Видимо, проект "Ласточка" Путину понравился, потому что он тут же предложил поставить железнодорожное движение в России на нормальную экономическую базу. Учитывая протяженность российских дорог, эта программа обещает быть очень обширной, и без помощи иностранных предприятий России явно не обойтись. Так что, обращаясь к главе Siemens, руководитель Белого дома отметил, что это долгосрочная совместная работа "на долгие-долгие годы".
Кстати
Премьер-министр России Владимир Путин посетил вчера в Третьяковской галерее выставку произведений одного из основателей русского авангарда Петра Кончаловского. Экскурсию по выставке для премьера провели гендиректор Третьяковки Ирина Лебедева, внуки художника - режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский, а также директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов. Внимание премьера особенно привлекли картины "Полотер" (1946 г.), "Семейный портрет" (1912 г.), а также полотно "Белкино. Березы" (1907 г.), о котором Путин отозвался так: "Очень красивая картина, как будто погружаешься туда".