Артистов Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова часто называют "поющим оружием". Александровцы в ХХ веке стали своеобразным символом мощи родной армии, как катюши или Т-34.
Их гастроли за рубежом по-прежнему собирают полные залы. А после недавнего концерта в словацком городе Лученец местные жители даже предложили выдвинуть ансамбль на Нобелевскую премию мира. Создан оргкомитет, который уже собирает в Восточной Европе подписи в поддержку такой инициативы.
На 26 и 27 ноября у Ансамбля имени Александрова назначены "сольники" в Москве. После выступлений в Пскове, Оренбурге и Кремле Ансамбль имени Александрова планирует открыть и собственный концертный зал - "Александровский". У военных артистов наконец-то появляется домашняя концертная сцена. И теперь их поклонники уже, наверное, реже будут сожалеть, что коллектив проще увидеть за границей или по телевидению, нежели в России. Но еще одна интересная новость пришла по каналам информагенств: на эти же сроки приходятся гастроли "Хора Красной армии" во Франции. Неужели и в этом музыкальном жанре появились двойники?
Чьи же тогда гастроли пройдут в конце ноября во Франции под титулом "Песни и пляски Красной армии"?! Да с расклеенными повсюду афишами с изображенной на ней фуражкой советской армии, которую в Европе чаще по привычке именуют не российской, а красной?!
Вспомним, как в минувшем октябре в Израиле по разным городам оказались развешаны постеры "Русского классического балета Майи Плисецкой", о котором сама прославленная балерина, как выяснилось, ничего не знала ("РГ" от 26 октября 2010 года).
Неужели же ситуация повторяется, только уже применительно к главному армейскому ансамблю России?!
Для того чтобы ответить на вопросы, в редакцию "РГ" приехали Андрей Сонников, заместитель директора Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, и юрисконсульт этого коллектива Дмитрий Ефимов.
Российская газета: Иногда по стране разъезжают двойники поп-звезд, пиратски использующие чужие фонограммы. Но то, что двойники могут появиться и у Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, - удивительно. Ведь в данном случае под фанеру уже не споешь и не спляшешь?! Да и где найти столько артистов такого же высокого уровня?
Андрей Сонников: Вопрос даже не в копировании нашего репертуара, а в использовании исторически сложившегося имени коллектива, которое позволяет, особенно за рубежом, зарабатывать хорошие деньги. Ансамбль Александрова был образован еще в 1928 году. Изначально он назывался Краснознаменный ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной армии. А для первых гастролей в Европе название сделали более понятным для иностранцев: "Хор Красной армии".
Когда мы теперь приезжаем на Запад, это название звучит теперь везде. И ушлые импресарио стали использовать его при приглашении других коллективов, например ансамбля МВД или ансамбля Московского округа, других выездных ансамблей.
Дмитрий Ефимов: И если коллективам, которые тоже замыкаются на министерство обороны, как и мы, еще можно объяснить, что пользоваться нашим именем неправильно, то на ансамбль МВД повлиять не получается. Они гастролировали во Франции, но на афишах фигурировала фамилия директора Ансамбля имени Александрова, были фотографии наших солистов. Все преподносилось как ансамбль Александрова, на самом деле это был ансамбль МВД. У нас есть копии этих афиш!
Сонников: В отдельных случаях было указано и наше полное наименование на английском языке. То, что и в нашем уставе.
Ефимов: Мы хотим одного - чтобы другие не пользовались нашим заработанным не одним поколением артистов именем. Были встречи, письма, обращения. Но пока ситуация складывается так, что наше законное право игнорируется. В России таких прецедентов нет. Все ездят по воинским частям и гарнизонам под своими законными именами. Но за рубежом за тамошними импресарио уследить сложнее.
РГ: Получается, что бренд "Красная армия" по-прежнему очень уважаем на Западе?
Ефимов: И в этом тоже дело. От ансамбля МВД мы слышали аргумент: мы такой же воинский коллектив и тоже имеем право использовать терминологию "Хор Красной армии". Хотя они - внутренние войска. Мы подняли все исторические документы: они никогда не относились ни к Красной армии, ни к Советской армии, ни к Российской армии. Только к вооруженным силам как структуре, которая в период военной опасности включается в это дело.
Сонников: В итоге возникает неразбериха, ведь у нас изначально разный уровень, и Александровская школа предполагает другую подготовку, другой репертуар. Хотя и другие поют "Священную войну", "Калинку", народные и военные, но по уровню солистов баланс абсолютно различный. И люди за границей приходят именно на ансамбль Александрова. А когда вместо народных артистов Валерия Гаввы, Василия Штефуцы или Вадима Ананьева видят других неизвестных солистов, то возникают претензии именно в наш адрес. Мол, кого привезли?!
Ефимов: Сложно нас копировать и выдавать себя за нас. Когда встает на сцене наш хор, а это - 50-60 человек, то это показывает мощь страны и государства. Мы только что вернулись с гастролей, 35 дней - Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Болгария, Сербия. Залы - от 3 до 10 тысяч, стадионы, и везде полный аншлаг.
РГ: Мешает ли нынешний конфликт созданию новых программ?
Ефимов: У нас сорвалась поездка во Францию. Европейскому зрителю не объяснишь, что это под одним названием импресарио могут приглашать два различных ансамбля.
Сонников: Да, пока есть проблема, но мы не зацикливаемся и все равно идем своим путем. В этом году состоялся тур по городам-героям. Были в округах, на учениях. А за границу берем одно-два произведения на языке той страны, куда едем. Готовим новую программу.
Ефимов: Хотя нынешняя ситуация все равно мешает жить полнокровной жизнью и вызывает дискомфорт. Сейчас будем подавать возражения в палату по спорам. Но очень не хочется, чтобы начинались судебные разбирательства. Ведь тогда они будут между своими.