Недавнее совещание в Новокуйбышевске, где был представлен разработанный минэнерго проект генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, по сути вылилось в обсуждение налоговой реформы в этом секторе экономики. Уж очень сильно одно здесь зависит от другого.
Сегодня эффективная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет около 10-12 долл. за баррель. Регулярно пересчитываются "по мировому рынку" и экспортные пошлины, взимаемые при вывозе нефти за рубеж. Их величина также увязана с мировыми ценами и дифференцирована: для сырой нефти (100%), светлых нефтепродуктов (около 72%) и темных (около 38%). НДПИ и экспортные пошлины на нефть и газ и формируют нефтегазовые доходы бюджета страны, только в этом году долженствующие дать около 45% всего их объема федеральной казне.
Дело, однако, в том, что единый принцип налогообложения, забирающий у компаний большую часть полученных доходов, не мотивирует их заниматься новыми проектами. К примеру, средняя экспортная цена российской нефти за первые 9 месяцев года исчисляется в 76 долл. за баррель. Фактическое же изъятие "нефтяных" налогов (НДПИ и экспортная пошлина) составило 48 долларов. В итоге, даже без учета других налогов и сборов чистый доход нефтяной отрасли измерялся в 2010 году в 28 долл. за баррель. Этого вполне хватает для поддер жания текущей добычи на существующих месторождениях (к примеру, операционные затраты Роснефти, включающие расходы на добычу, транспорт, а также административного характера, за первые 9 месяцев этого года составили около 14 долларов за баррель), но на инвестиционные нужды, предполагающие крупные вложения в течение нескольких лет, явно маловато. Другой минус системы - нерентабельность добычи на выработанных месторождениях или инвестиции в новые технологии там, где себестоимость добычи оказывается выше чистого дохода (за вычетом специальных налогов).
В условиях "плоской" добычи государство постепенно дифференцировало налоговый режим. В 2007 году были предоставлены льготы по НДПИ для проектов в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии. В минувшем была повышена ставка отсечения НДПИ c 9 до 15 долл. на баррель, а также введены дополнительные льготы для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Однако общий принцип налогообложения отрасли не изменился. Сам налоговый режим остается неопределенным, трудно прогнозируемым и сильно зависит от лоббистских возможностей отдельных компаний.
Реформа налогообложения нефтяной отрасли, по замыслу минэнерго, должна двигаться в двух направлениях. Одно из них подразумевает предоставление льгот для новых инвестиционных проектов и переход от валового принципа к некоему аналогу налога на прибыль. Второе предусматривает унификацию экспортных пошлин на нефть и нефте продукты.
Необходимость первого направления одобряется всеми, что и подтвердило совещание в Новокуйбышевске. Однако конкретные формы его реализации, по которым можно было бы оценить его возможное влияние, пока неясны. Проект генсхемы не содержит конкретных предложений на этот счет. Для оценки экономического эффекта и влияния на добычу используется довольно простое допущение: для новых месторождений очищенная от НДПИ и экспортной пошлины цена нефти составляет 40% мировой цены (а не 33%, как сейчас). Второе направление - унификация экспортных пошлин - порождает массу вопросов. Дифференциация пошлин была введена в 2004 году для стимулирования вложений в нефтепереработку. Однако основным ее эффектом стало массовое строительство мини-НПЗ с минимальной глубиной переработки. Низкая ставка при экспорте темных нефте продуктов обеспечивает высокую рентабельность подобных проектов при относительно небольших вложениях и дестимулирует модернизацию крупных НПЗ. Однако понятно: резкое повышение пошлин на нефтепродукты прежде всего ударит по проектам тех компаний, которые действительно начали глубокую модернизацию своих НПЗ, поверив в государственные обещания.